Из-за запрета экспорта «Северстали» в Европу 2022-й обещает стать для лидера металлургии самым неудачным годом после нескольких лет постоянного роста выручки. Санкции наложены не только на компанию, но и на её владельца Алексея Мордашова. Сегодня Евросоюз ввёл санкции в отношении ещё ряда бизнесменов, в списке оказались глава Трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский, совладелец «ЕвроХима» и СУЭК Андрей Мельниченко. «Октагон» выяснил, кто ещё из представителей крупного бизнеса может в ближайшее время столкнуться с аналогичными санкциями и какие способы подстраховки они избрали.
Второй удар по Мордашову
У Алексея Мордашова уже есть опыт борьбы с санкциями – в 2018 году они были введены властями США в отношении его энергомашиностроительного концерна «Силовые машины». Однако теперь ситуация иная: под санкции попал сам бизнесмен, и всем европейским компаниям запрещено сотрудничать и с ним, и с принадлежащими ему активами.
Последствия не заставили себя долго ждать – клиенты из Старого Света (как трейдеры, так и конечные потребители) один за другим принялись отказываться от ранее заказанного стального проката. Гружёные машины пришлось разворачивать в Россию. «Северсталь» поставляла на рынок Европейского союза (ЕС) примерно 2,5 млн тонн стали в год, получая 3,9 млрд долларов, что составляет более 30 процентов выручки компании. Теперь экспорт в ЕС прекратился, и «Северстали» надо его переориентировать, чтобы хоть как-то минимизировать ущерб от санкций.
Альтернативы и бегство директоров
– Выбор рынков у «Северстали» маловат – Азия, Африка и Латинская Америка. В Азии и без неё производителей хватает, особенно в Китае, а в Африке спрос на стальной прокат сравнительно скромный. В Латинской Америке он побольше, но вот незадача – она расположена далеко от России, – комментирует ситуацию осведомлённый источник. – Для клиентов по всему миру «Северсталь» может выглядеть как токсичный поставщик, и они могут потребовать от неё весомых скидок, в противном случае отказываясь от сотрудничества.
Пытаться поставить выпадающие 2,5 млн тонн в Россию едва ли имеет смысл – на внутреннем рынке работают Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), группа НЛМК и Объединённая металлургическая компания (ОМК). Пошатнуть их позиции не удастся. Да и рынок не поглотит столько металла. Следовательно, «Северстали», возможно, придётся снизить объёмы производства, а вместе с тем и доходы.
Санкции привели и к сокращению совета директоров компании: из него сразу вышли четверо – Сакари Тамминен, Филип Дайер, Алан Боуэн и Агнес Риттер.
Выглядит это так, как будто иностранные топ-менеджеры стремятся побыстрее расстаться с бесперспективной «Северсталью».
– Санкции против «Северстали», на мой взгляд, в определённой степени можно считать провалом её управления по коммуникациям и работе с инвесторами, возглавляемого Владимиром Залужским. Выходит, подразделение не смогло создать Алексею Мордашову репутацию достойного и благонадёжного бизнесмена и тем сам уберечь его и его бизнес от экономических репрессий властей Европейского союза, – говорит в беседе с «Октагоном» источник.
Усманов, Абрамович, Лисин и Пумпянский
Ещё один металлургический магнат, попавший под европейские санкции, – владелец «Металлоинвеста» Алишер Усманов. Пресс-служба бизнесмена распространила заявление, в котором назвала санкции необоснованными, несправедливыми, носящими персональный характер, и заверила, что они не окажут влияния на деятельность холдинга.
«Металлоинвест» отгрузил в 2021 году в Европу 10,2 млн тонн железной руды (36,8 процента от объёма добычи) и 0,9 млн тонн металлургической продукции (15 процентов от производства). От железной руды потребители в Европе пока не откажутся, а от остального – легко.
«Металлоинвест» Алишера Усманова отгрузил в 2021 году в Европу 10,2 млн тонн железной руды и 0,9 млн тонн металлургической продукции.Фото: сайт компании «Металлоинвест»
Примечательно, что санкции не были введены против Романа Абрамовича (Evraz) и Владимира Лисина (НЛМК). Абрамович на днях сообщил о намерении продать принадлежавший ему с 2003 года футбольный клуб «Челси». Значит, он всерьёз опасается мер против себя и пытается опередить события.
У «Евраза» есть феррованадиевый завод в Чехии, а потому возможные санкции против Абрамовича для группы опасны – покупатели могут оперативно расторгнуть с предприятием контракты. То же самое может произойти с металлургическими заводами компании в США и Канаде.
– Конечно, правительства стран примут во внимание факт владения Абрамовичем активами, но при желании они могут их отобрать или принудительно заставить передать в трастовое управление. Тогда и форма законности соблюдается, и Абрамович оказывается изгоем, – добавляет источник.
По мнению эксперта, Владимира Лисина пока не трогают только потому, что его группа НЛМК имеет заводы в Италии, Дании, Бельгии и США. Предприятия перечисляют неплохие налоги в бюджеты этих стран и обеспечивают жителей рабочими местами.
Аналогичным образом обстоят дела с Дмитрием Пумпянским – у его Трубной металлургической компании есть предприятия в Румынии. 9 марта предприниматель попал под санкции ЕС.
– Санкции против Дмитрия Пумпянского лежат в плоскости экономической и политической целесообразности. С экономической точки зрения они опасны для него, с политической – полезны для Запада: в США и Европе могут захотеть наглядно показать, как они умеют справляться с российскими олигархами, – продолжает источник. – Похожее может случиться и с владельцем Объединённой металлургической компании Анатолием Седых и акционером Промышленно-металлургического холдинга Евгением Зубицким. Их никто в Европе или США не защитит – они либо малоизвестны, либо не представляют для вероятных заступников финансового интереса.
«Химики» не исключение
Санкции угрожают и известным «химикам». В числе потенциальных кандидатов источник назвал бенефициара «ЕвроХима» Андрея Мельниченко и владельца группы «Акрон» Вячеслава Кантора. 9 марта его прогноз оправдался – на Мельниченко были наложены санкции. «ЕвроХим» на сегодняшний день является единственным производителем сразу трёх основных групп минеральных удобрений: азотных, фосфорных и калийных. Заводы компании расположены в России, Литве, Бельгии, Китае и Бразилии.
В феврале 2022 года «ЕвроХим» приступил к переговорам с Borealis о покупке у компании азотного бизнеса, включающего два предприятия (в Австрии и во Франции) и полсотни дистрибьюторских центров по всей Европе. Сделка выгодна и Borealis (из-за дороговизны природного газа, используемого для выработки азотных удобрений, компания несёт убытки), и «ЕвроХиму» (для усиления позиций на европейском рынке).
В числе потенциальных кандидатов на санкции можно назвать бенефициара «ЕвроХима» Андрея Мельниченко (второй справа).Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ
К Андрею Мельниченко у властей Старого Света претензий могло и не быть, хотя он в 2019 году допустил стратегическую ошибку: его яхта (самая крупная в мире) зашла в бухту Монако, затмив «утлые судёнышки» европейских миллионеров и миллиардеров и наделав шуму в прессе. Столь эпатажные действия могли быть восприняты обывателями и политиками как признаки наглости и неправедно нажитого богатства. И в нынешних условиях на сделке с Borealis можно поставить жирный крест – для официального Брюсселя Мельниченко, судя по всему, превратился в агента влияния России со всеми вытекающими нежелательными последствиями для сельского хозяйства.
Вячеслав Кантор воспринимается скорее как общественный деятель: он выступает за борьбу с антисемитизмом. Бизнесом он тоже успевает заниматься, недаром в планы его группы «Акрон» входит покупка завода по выпуску азотных удобрений Nitrogen Fertilizer Unit III у бразильского нефтегазового гиганта Petrobras. Переговоры велись в 2018-м, потом были приостановлены и возобновлены лишь в прошлом году.
Владелец группы «Акрон» Вячеслав Кантор выступает за борьбу с антисемитизмом, что может стать для него своеобразным прикрытием.Фото: Алексей Никольский/ТАСС
Борьба с антисемитизмом может быть своеобразным прикрытием на всякий пожарный случай (неспроста не удалось найти ни одной публикации, где он возмущался бы притеснениями русских в Прибалтике или Средней Азии). Если к нему возникнут вопросы, он всегда может заявить: «Я выступаю против антисемитизма, а меня притесняют. Где справедливость?»
– Никто из российских олигархов сегодня не может чувствовать себя в безопасности. В США, Европе или Азии могут в любой момент к каждому из них предъявить санкции под предлогом, что он является агентом Кремля. Наличие предприятий за пределами России, уплата налогов в полном объёме и щедрая благотворительность не будут приняты во внимание – прежние заслуги не оплачиваются, – констатировал источник.