Стоматологические клиники России оказались в тяжёлом финансовом положении из-за пандемии коронавируса. «Октагон» поговорил с представителями стоматологий в регионах страны, чтобы выяснить, почему одинаковые по функционалу клиники получили разные меры поддержки.
В середине мая сразу в нескольких регионах губернаторы разрешили открыться компаниям, которые оказывают медицинские услуги. В их число вошли и стоматологические клиники. Теперь настала их очередь спасаться от эпидемии экономической. Стоматологи недовольны тем, что в этой очереди они оказались дальше, даже чем парикмахерские.
Не успели подготовиться
В Свердловской области стоматологиям разрешили работать с 18 мая. Но по факту указ губернатора коснулся только тех территорий, где ситуация по заболеваемости коронавирусом благополучна, а таких немного. По данным Роспотребнадзора на 27 мая, заболевших нет только в Туринской слободе, посёлке Таборы и части посёлков на севере области.
Ситуация в регионах России различается. Те территории, где больных коронавирусом меньше, ослабляют режим, и стоматологии стали работать свободнее. Но и там говорят: финансовые проблемы придётся решать долго; насколько просели показатели и за какой срок можно наверстать упущенное, будет понятно через один-два месяца.
Когда в начале апреля власти решили приостановить плановый приём пациентов в клиниках, стоматологи ещё не понимали, насколько всё серьёзно.
– Закрытие произошло очень неожиданно, и, естественно, врачи не успели подготовить клиентов к этому. Запретили оказывать плановую помощь, не было разделения по заболеваемости в регионах. Но в Московской области, Санкт-Петербурге и Москве это было правильно и вовремя, а в Смоленске – рано. Не было даже недели, чтобы довести до конца плановое лечение, – рассказала «Октагону» председатель Ассоциации стоматологов Смоленской области Ольга Чеботаренко.
По её словам, во многих регионах государственные и частные клиники, прикрываясь неотложной помощью, заканчивали плановое лечение.
Разъяснения дала Стоматологическая ассоциация России (СтАР): требование о прекращении планового лечения не касается ранее начатого лечения в опасной для здоровья больного фазе.
«Приостановление этих работ может повлечь вред здоровью, прогрессирование имеющихся заболеваний и миллионные иски к клиникам», – сообщали представители профассоциации.
Ранее стоматологи не делили работу на плановую и неотложную. Теперь ассоциация пришла к выводу, что лечение кариеса, профгигиена, эстетическая стоматология являются плановой помощью и должны быть перенесены на неопределённый срок. Экстренной стала помощь в случае возникновения воспалений и травм.
Причина срочного запрета на стоматологическую деятельность в том, что, по подсчётам инфекционистов, в 99,9 процента случаев стоматолог заболеет, приняв у себя коронавирусного больного.
Спастись невозможно, так как вирус легко передаётся на близких расстояниях, а стоматолог работает в 30–50 сантиметрах от пациента. Кроме того, взвесь слюны пациента разлетается в воздухе, и врач практически делает ингаляцию водными парами с вирусом COVID-19. А дальше стоматолог сам передаёт вирус всем пациентам. Обезопасить себя можно при наличии очков, щитка, перчаток, фартука и дорогостоящего респиратора повышенной защиты.
Спасаясь от разорения
Несмотря на риски, перспектива больших финансовых потерь клиники не устраивала. В апреле СтАР в письме председателю правительства РФ Михаилу Мишустину заявила, что падение валовой выручки составит 95 процентов.
«В отрасли занято 250 000 сотрудников. Отсутствие помощи со стороны государства стоматологическим организациям в условиях приостановления деятельности, а также в условиях экономического кризиса в стране приведёт к закрытию 90 процентов стоматологических клиник и увольнению до 90 процентов сотрудников, увеличению нелегальных частных стоматологических кабинетов, увеличению стоимости медицинских услуг, и всё это окажет влияние прежде всего на стоматологическое здоровье населения в целом» – сообщалось в письме.
Отрасль внесли в список наиболее пострадавших и предложили меры поддержки: отсрочку по уплате арендных площадей, налоговые льготы и льготы по уплате страховых взносов, финансовую поддержку и поддержку занятости, контрольно-надзорные каникулы.
После письма СтАР Михаилу Мишустину отрасль была внесена в список наиболее пострадавших, правительством были предложены меры поддержки.Фото: Алексей Никольский/РИА Новости
Но и это не успокоило стоматологов. На портале Екатеринбурга E1.RU выступала руководитель небольшой стоматологической клиники «Лотос» Марина Момот. Она отметила, что не все частные стоматологии могут выделить по требованиям «чистую» и «грязную» зоны, а это грозит штрафами от Роспотребнадзора в размере от 300 тысяч до 1 миллиона рублей и закрытием учреждения на срок до 90 суток. Момот подчёркивала, что знает уже минимум пять клиник, которым выписали штрафы. Легче закрыться, чем пытаться работать, заявила она.
Корреспонденту «Октагона» стала известна история одного из владельцев уральской клиники. Директор вывез часть аппаратуры на свою дачу и вёл лечение там, брал только постоянных клиентов. Общаться с журналистами бизнесмен отказался, так как его действия могут привести к потере лицензии.
– Во врачебном сообществе нет единого мнения об опасности COVID-19. У меня друг в Москве буквально чудом выкарабкался, плюс я общаюсь со знакомыми в больницах с «ковидными» пациентами и понимаю, что эта зараза действительно опасна. Но так, к сожалению, думают не все. Я работаю как в частных, так и в государственных медучреждениях и вижу, что кто-то вообще не считает его опасностью, а кто-то уверен, что никакого спасения нет, и плюёт на меры защиты в обычной жизни, – рассказал сотруднику «Октагона» на условиях анонимности один из врачей-хирургов Екатеринбурга.
Работа одинаковая, поддержка разная
Несмотря на эмоциональную реакцию владельцев частных клиник, ряд экспертов считает, что в первую очередь пострадали стоматологии государственные. Их особое правовое положение привело к тому, что они не могли воспользоваться ни поддержкой для частного бизнеса, ни поддержкой для государственных лечебных учреждений.
В отличие от других госучреждений, они не имеют бюджетного финансирования. Доход – это поступления по заключённым ими договорам оказания стоматологических услуг в рамках обязательного медицинского страхования, добровольного медицинского страхования и оказания платных услуг.
Вопреки логике в этой ситуации больше всех пострадали не частные стоматологические клиники, а государственные.Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
– Частная клиника – это кабинет одного врача. К началу пандемии он мог оценить, что денег ему хватает, закрыть клинику и спокойно получить свои 12 тысяч рублей в форме поддержки, не работая. Назвать сильно пострадавшим его сложно. А если мы возьмём государственную клинику, этих выплат ей не получить. Получается, частников решили поддержать, а других – нет. При этом у государственных стоматологий были финансовые проблемы и до начала пандемии, – говорит Ольга Чеботаренко.
Маленькие частные стоматологии пострадали меньше, подтвердила руководитель стоматологической клиники «Эста» в Екатеринбурге Татьяна Чернышева.
– Я работаю врачом, у меня две медсестры. Мы решили, в каком графике работать, и сильных проблем не испытываем. Конечно, работаем по одному-два часа в день вместо десяти часов ранее, но головной боли с большой закупкой средств индивидуальной защиты у нас нет, – пояснила она.
Эксперты прогнозируют, что в государственных клиниках зарплата медицинского персонала сократится примерно на треть.
По словам заведующего отделением стоматологии Городской поликлиники № 3 в Петрозаводске Виктора Ильина, во время пандемии пациентов стало на 70 процентов меньше. Как правило, обычно к экстренной и неотложной помощи прибегают только 30 процентов посетителей.
– Зарплата по системе ОМС состоит из оклада, надбавок и стимулирующей выплаты тем, кто выполняет план. В этих условиях мы план выполнить не можем, соответственно, потеряем в зарплате от 25 до 30 процентов. И в дальнейшем из-за эпидемиологических ограничений мы не сможем вести такой интенсивный приём. Оплата снова будет страдать, и все это понимают. Я готовлю ходатайство, чтобы с учётом неблагоприятной эпидобстановки не снижать врачам зарплату. Надеемся, что финансирование не будет сильно урезано.
Как выйти из кризиса
Специалисты надеются, что ситуация улучшится, когда ограничения на плановую стоматологическую помощь будут сняты по всей России. Сработает эффект отложенного спроса.
– Уверен, что будет очень много пациентов. Есть те, у кого отсроченное лечение, накопилось много оперативного вмешательства. Всё это время звонили пациенты, они были недовольны, что пройти плановое лечение было нельзя. Конечно, все они захотят получить плановую помощь, как это станет возможным. Но эпидемиологические ограничения ещё будут действовать, и мы не сможем принимать пациентов, как раньше, быстро удовлетворить эти запросы мы не сможем, – считает Ильин.
Специалисты надеются на эффект отложенного спроса после окончания пандемии и снятия ограничений.Фото: Алексей Сухоруков/РИА Новости
Даже если посетители снова смогут начать лечение, президент региональной общественной организации «Стоматологическая ассоциация Томской области» Виктор Рогалев предполагает, что спрос на платные услуги будет значительно ниже.
– Я сам работаю ортопедом, уже сейчас вижу, что люди значительно реже заказывают услуги, которые мы можем им предложить за отдельную плату. Сказалось падение доходов в период самоизоляции, думаю, что и в дальнейшем люди будут стараться сэкономить. Предполагаю, что в июне мы увидим реальную картину доходов стоматологии, – спрогнозировал эксперт.