Предприятия лишат «серой» подушки безопасности

Предприятия лишат «серой» подушки безопасности

Экономика 14 февраля 2024 Константин Джултаев

Государство разрывает действовавший негласный договор с бизнесом. Он предусматривал, что в обмен на его лояльность власть часто закрывала глаза на выплату работникам зарплаты в конвертах и другие способы оптимизации НДФЛ. За счёт этого бизнес создавал подушки безопасности, которые использовал в трудные времена. Предприниматели готовы работать по новым правилам, если увидят реальную помощь со стороны государства. Но о полноформатном взаимодействии говорить пока не приходится.

Оптимизация НДФЛ всегда была маркером приближения экономического кризиса. При ухудшении ситуации в экономике предприятия пытались сэкономить за счёт подоходного налога. Наиболее популярным инструментом для этого была и остаётся выдача зарплаты в конвертах. Получающие её сотрудники ставились перед выбором: либо увольнение, либо переход на МРОТ. Чаще всего выбор делался в пользу второго варианта.

Со временем появлялись новые механизмы. В начале 2010-х годов стал активно использоваться перевод части сотрудников на аутсорсинг. По этому пути шли крупные промышленные предприятия. Малые и средние фирмы обкатывали вариант с регистрацией сотрудников в качестве индивидуальных предпринимателей.

В начале 2020-х годов лидерство перехватила схема с оформлением сотрудниками статуса самозанятых. В соответствии со специальным налоговым режимом самозанятый обязан самостоятельно отчитываться о доходах и платить государству от 4 до 6 процентов прибыли. Предприятие в этом случае значительно экономит, не уплачивая за работника НДФЛ (от 13 до 15 процентов) и страховые взносы (30 процентов).

До недавнего времени Федеральная налоговая служба боролась с такими схемами по остаточному принципу. Чаще всего их раскрывали на предприятиях, совершивших другие налоговые нарушения, чтобы получить дополнительный рычаг давления на их руководство.

– Все понимали, что государство закрывает глаза на оптимизацию НДФЛ неслучайно. Власть давала предприятиям возможность сэкономить и создать запас прочности в трудные времена. В ответ нас просили поддержать проекты власти, провести беседы с сотрудниками, в том числе в преддверии очередных выборов, – объясняет «Октагону» представитель одного из промышленных предприятий.

Предприятия экономят за счёт подоходного налога, выдавая зарплату в конвертах.Предприятия экономят за счёт подоходного налога, выдавая зарплату в конвертах.Фото: Антон Ваганов/ТАСС

Ситуация изменилась в 2023 году. На фоне резкого роста зарплат и поступлений НДФЛ в бюджет (по данным ФНС, на 12,9 процента по итогам января – ноября 2023 года) налоговые инспекции начали массовые проверки предприятий, переводящих своих сотрудников в статус самозанятых. В 2024 году борьба с оптимизацией уплаты НДФЛ выйдет на новый уровень – к ней подключится максимально широкий круг органов власти.

Минтруд России разработал проект приказа о создании в регионах межведомственных комиссий по противодействию нелегальной занятости, в состав которых войдут сотрудники налоговой службы, представители местных правительств и силовых структур.

Комиссии получат доступ к налоговой тайне. Ожидается, что ФНС будет предоставлять им информацию о предприятиях, не заключающих трудовые договоры с сотрудниками, переводящих работников на аутсорсинг, принуждающих их регистрироваться как ИП и оформлять статус самозанятого.

По сведениям источников «Октагона», в чёрный список будут попадать компании с более чем 10 самозанятыми со среднемесячной зарплатой свыше 50 тыс. рублей и предприятия, средняя зарплата на которых отличается от среднего значения в регионе более чем на 35 процентов.

Кроме того, комиссии получат широкий спектр репрессивных полномочий. Они смогут запрашивать у органов власти и внебюджетных фондов любую информацию и направлять в контрольные структуры запросы о проведении проверок. На заседаниях будет рассматриваться ситуация на конкретных предприятиях, их финансовые отчётности. В случае необходимости члены комиссии будут общаться с работниками и выезжать в офисы или производственные помещения. Под особый контроль попадут организации, работающие с органами власти на контрактной основе.

По мнению экспертов, формальный подход к решению этого вопроса может нанести удар по экономике. Как поясняет изданию председатель Федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских, острота проблемы нелегальной занятости зависит от условий ведения бизнеса в конкретном регионе и предпринимательского климата.

– Легализация работников на предприятиях должна идти параллельно с созданием благоприятных условий для ведения бизнеса. Если налоговый и предпринимательский климат позволяет работодателю при наличии у него способностей к ведению бизнеса получать достаточную прибыль, чтобы уплачивать положенные по закону налоги и соцвзносы с зарплаты работников, то его, конечно, надо заставлять их платить, – считает Андрей Ветлужских. – Если ситуация с предпринимательским климатом такая, что выплата налогов в полном объёме будет приводить к банкротству эффективных управленцев, потере бизнеса и рабочих мест, то государству параллельно с ужесточением контроля за уплатой налогов нужно создавать условия, чтобы бизнес мог получить достаточный объём заказов и работать при минимуме барьеров. Если же бизнесмен – плохой управленец и даже при хорошей конъюнктуре не может уплачивать налоги с зарплаты, то ему не надо заниматься бизнесом.

В начале 2023 года компании начали массово переводить сотрудников в статус самозанятых.В начале 2023 года компании начали массово переводить сотрудников в статус самозанятых.Фото: Владимир Гердо/ТАСС

О необходимости налаживания взаимовыгодного взаимодействия государства и налогоплательщиков говорит и партнёр юридической фирмы Orlova\Ermolenko Александр Ермоленко.

– Налогоплательщик всегда должен платить налоги. Делая это, он ожидает взаимности, проявления помощи, заботы со стороны государства. Но государство всё чаще даёт понять, что собирать налоги оно научилось очень хорошо, а вот заботиться о налогоплательщике – не в полной мере. В условиях, когда государство сталкивается со структурными проблемами, отсутствие кооперативного взаимодействия между двумя сторонами является помехой. Оно порождает у ряда налогоплательщиков сомнение, не много ли они платят налогов и на правильные ли цели они расходуются, – комментирует ситуацию эксперт.

Александр Ермоленко отмечает, что в ряде случаев дробление бизнеса обусловлено не намерением сэкономить на налогах, а жизненными обстоятельствами.

– Государство отлаживает механизмы собираемости налогов. Упомянутая инициатива направлена прежде всего на борьбу с дроблением бизнеса через оформление сотрудниками ИП и статуса самозанятого. Но есть жизненные ситуации, когда налогоплательщики действуют в допустимых рамках. Государство часто относится к таким ситуациям равнодушно, – полагает он.

Собеседник не берётся прогнозировать эффективность предложенного инструмента борьбы с оптимизацией уплаты НДФЛ:

– Сработает ли этот механизм? Пока непонятно. В межведомственные комиссии войдут представители как эффективных, так и неэффективных структур. Пока это больше напоминает историю про лебедя, рака и щуку.

Представитель промышленного предприятия на условиях анонимности также выражает беспокойство в связи с тем, что такой шаг может означать подготовку государства к наступлению более сложных времён в российской экономике. В ходе следующего этапа, предполагает источник, государство в ещё большей степени будет полагаться на ресурсы бизнеса, отодвигая вопросы конструктивного взаимодействия с ним на второй план.