Введённый в прошлом году мораторий на проверки бизнеса обернулся неожиданными результатами. Предприниматели отреагировали на послабления со стороны государства ростом числа нарушений в сфере производства пищевой продукции.
В марте 2022-го Правительство отменило все плановые неналоговые проверки бизнеса до конца года. Однако запрет не затронул индивидуальных предпринимателей и компании с высоким и чрезвычайно высоким риском. Это означало, что МЧС и Роспотребнадзор могли проверять детские учреждения и организации, занимающиеся водоподготовкой и водоснабжением. Позднее мораторий был пролонгирован на 2023 год, а недавно кабмин отменил плановые неналоговые проверки большей части бизнеса до 1 января 2030 года.
Экспертный совет по детенизации (обелению) экономики при комитете Госдумы по экономической политике совместно с организацией «Общественная потребительская инициатива» провёл исследование динамики нарушений в сфере производства пищевой продукции. Результаты имеются в распоряжении «Октагона», и они говорят о существенном увеличении в 2023 году числа нарушений со стороны бизнеса.
В сфере производства мясной продукции количество нарушений и предостережений выросло на 80 процентов, рыбной продукции – на 122 процента, овощной консервации – на 31 процент, хлебобулочных и кондитерских изделий – на 78 процентов, яиц – на 270 процентов.
Фиксируется переориентация потоков поставок фальсифицированной продукции из сетевой розничной торговли в социальные учреждения – некачественное продовольствие поставляется по государственному и муниципальному заказу в детские сады, больницы и школы, рассказывает изданию заместитель председателя думского комитета по экономической политике Артём Кирьянов. В подавляющем большинстве случаев нарушители остаются безнаказанными – отделываются необязательными к исполнению предостережениями.
Обнародованные советом по детенизации экономики цифры вызвали бурную дискуссию. Сторонники моратория утверждают, что связи между послаблениями и выявляемыми нарушениями нет. К тому же в 2024 году будут проводиться плановые проверки объектов с высоким и чрезвычайно высоким риском для населения или окружающей среды, а также внеплановые проверки (например, в случае жалоб). Ряда подобных мероприятий мораторий не касается. По данным Федеральной налоговой службы, в январе – сентябре 2023 года было проведено около 4 тыс. выездных проверок бизнеса. Для сравнения: 10 лет назад, в январе – сентябре 2013 года, в России прошло более 30 тыс. таких проверок. Однако в условиях снижения количества выездных проверок налоговая дисциплина не только не упала, но и существенно повысилась, что особенно заметно сейчас в связи с высокими темпами роста налоговых доходов бюджета.
Яйца снова оказались в антилидерах: в 2023 году количество нарушений в их производстве выросло на 270 процентов.Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований, кандидат экономических наук Вера Кононова полагает, что проверки для бизнеса – это дополнительные издержки, которые выражаются не только в виде штрафов, но и в необходимости отвлекать часть персонала на прохождение контрольных мероприятий.
– Особенно негативно это сказывается на малых и средних компаниях, где ресурсы ограниченны. При этом обилие проверок совершенно не гарантирует высокого качества товаров и услуг, ведь проверки часто носят выборочный характер. К тому же добросовестный предприниматель, работающий в условиях конкуренции, и сам заинтересован в обеспечении надлежащего качества продукции, чтобы сохранить свои позиции на рынке, – отмечает в разговоре с «Октагоном» Кононова.
– Нет сомнений, что мораторий на проверки должен сохраняться. Однако назрела его трансформация: мораторий на проверки не должен означать моратория на наказание за противоправное поведение, причиняющее вред охраняемым законом интересам, – поясняет изданию Артём Кирьянов.
По его словам, отсутствие наказания за правонарушения, равно как и отсутствие действенных механизмов предупреждения и профилактики нарушений, расхолаживает бизнес, провоцирует его снижать качество и безопасность выпускаемой продукции.
В конечном итоге страдает не только потребитель, но и государство – растёт теневой рынок и снижаются поступления в бюджет.
Подобная практика неизбежно приводит к тому, что отечественный бизнес и продукция становятся менее конкурентоспособными.
– Направления трансформации моратория очевидны: учёт индивидуального профиля каждого предпринимателя, совершенствование профилактических мер, более активное применение государственных информационных систем для автоматического выявления и пресечения нарушений без проведения излишних административных процедур, – перечисляет Кирьянов.
Он считает важным ограничение злостным нарушителям-фальсификаторам доступа к государственным и муниципальным закупкам и поставкам в торговые сети, а также развитие общественного контроля.