Министры упустили цены на продукты

Министры упустили цены на продукты

Экономика 10 декабря 2020 Алексей Коряков

Социальная повестка постепенно начинает вытеснять коронавирусные вопросы, которые так долго главенствовали и на совещаниях у президента, и на заседаниях Правительства. После того как глава государства выразил обеспокоенность высокой стоимостью продуктов, указав на недоработки кабмина, премьер Михаил Мишустин потребовал разобраться в ситуации и уже назвал ведомства, ответственные за произошедший сбой в контроле.

Председатель Правительства Михаил Мишустин на сегодняшнем совещании кабмина заявил, что ведомства и их руководители недооценили риски и упустили ситуацию с ростом цен на продовольствие.

Ранее некоторые чиновники объясняли это сезонностью, но не учли ряд объективных факторов макроэкономического характера. В частности, увеличение объёмов экспорта, динамику мировых цен, рост курса и сокращение производства отдельных товаров.

«Сезонность изменилась, а ситуация не улучшилась. Почему ответственные министерства и ведомства своевременно не приняли меры и упустили ситуацию с ростом цен на важную продукцию? Хотя все инструменты у вас есть».

Михаил Мишустин | премьер-министр РФ Михаил Мишустин
премьер-министр РФ

Премьер также подчеркнул, что цены на базовые продуты – это крайне чувствительная для людей тема: «В условиях снижения доходов подобное просто недопустимо. И по поручению главы государства мы должны принять конкретные меры».

Ответственными за сбой в контроле за ростом цен Мишустин назвал Федеральную антимонопольную службу (ФАС), Минсельхоз, Минпромторг, профильных вице-премьеров и дал министерствам и ведомствам поручения. Министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву – провести переговоры с производителями продукции с участием ФАС, Федеральной налоговой службы и первого вице-премьера Андрея Белоусова. В еженедельном режиме вести контроль за ситуацией с ценами на продукты и докладывать о ней лично ему. Помощнику премьера Игорю Артемьеву (экс-главе ФАС) – обобщать всю информацию от министерств и ведомств и готовить еженедельный отчёт.

По данным Росстата, годовая инфляция в России в ноябре ускорилась до 4,42 процента, продовольственная инфляция достигла 5,76 процента в годовом выражении, в то время как индекс потребительских цен на плодоовощную продукцию поднялся до 12,39 процента.

Накануне вопрос о росте цен на базовые продукты питания обсуждался на совещании по экономическим вопросам у президента Владимира Путина, где глава государства подверг критике попытки списать подорожание продуктов на пандемию.

«А вот рост на базовые продукты питания – это пандемией не объяснишь. При чём здесь пандемия? Сахарный песок – внутреннего производства достаточно для того, чтобы покрыть внутренние потребности. Но почему цены-то выросли на 71,5 процента? А подсолнечное масло – 23,8 процента, и продолжает расти. Мука на 12,9 выросла, макаронные изделия – на 10,5, хлеб и хлебобулочные изделия – на 6,3 процента».

Владимир Путин | президент РФ Владимир Путин
президент РФ

Согласно прогнозу ЦБ, годовая инфляция в стране должна составить 3,9–4,2 процента в 2020 году. Правительство в официальном прогнозе, разработанном Минэкономразвития, ожидает, что инфляция составит 3,8 процента на конец 2020 года.

Как видно из данных, приведённых президентом, эти показатели по ряду позиций превышены в несколько раз, и итоговые цифры могут разойтись с прогнозами. По его словам, подорожание может быть связано с динамикой цен на мировых рынках, попыткой подогнать внутренние цены под мировые и использовать экспортные возможности.

Некоторые наблюдатели усмотрели в выступлении главы государства первую косвенную критику в адрес либерального крыла Правительства, до сих пор возлагающего большие надежды на монетаристские механизмы и концепции саморегулируемого рынка.

«В реализации стратегических приоритетов государства примитивные рыночные механизмы постепенно будут вытеснены инструментами государственного влияния на основе стратегического планирования, цифровых платформ и общественного контроля в режиме онлайн», – отмечает телеграм-канал «Незыгарь».