Лоббисты Запада отменяют импортозамещение

Лоббисты Запада отменяют импортозамещение

Экономика 17 апреля 2023 Константин Джултаев

Принятые Правительством РФ меры по обеспечению технологического суверенитета в медицинской сфере не выстояли под напором лоббизма западных корпораций. Чиновники блокируют заявки российских компаний на заключение офсетных контрактов, больницы отказываются от исполнения заключённых с ними договоров, а пациенты лишаются шансов на сохранение жизни. Наибольшие вопросы вызывают решения правительства Москвы.

Придя в Россию в 90-х годах, зарубежные фармкомпании и производители медоборудования принесли отработанные десятилетиями методы лоббирования своих интересов. Самыми значимыми из них стали выплаты комиссионных и взяток медицинским чиновникам и руководителям больниц. Проблема остаётся нерешённой по сей день. В 2022 году директор Росфинразведки Юрий Чиханчин заявил на встрече с президентом РФ: «Проталкивали свои лекарственные средства, платя за это довольно большие деньги. Только по одной схеме, мы увидели, они на 500 миллионов передали».

Остаётся сложной ситуация и на зависящем от импорта рынке медоборудования.

– Импортные бренды появились на рынке лет 15–20 назад. У них налажены связи, схемы взаимовыгодных отношений. Чем выше наценка у дистрибьютора, тем более выгодные финансовые предложения они могут сделать заказчикам, имеющим в распоряжении государственный бюджет, – пояснил «Октагону» представитель рынка медоборудования.

– К нам поступает множество обращений, связанных с попытками затормозить установление российского суверенитета в фармацевтической сфере и производстве медоборудования, – заявил «Октагону» гендиректор Ассоциации импортозамещающих предприятий Сергей Ярутин.

«Бороться с этим явлением необходимо корректировкой законодательства и проверками с последующим заведением уголовных дел. Некоторые чиновники до сих пор не осознали, что мы уже год живём в другой стране, и убедить их служить государству, а не собственному карману могут только силовые структуры».

Сергей Ярутин | гендиректор Ассоциации импортозамещающих предприятий Сергей Ярутин
гендиректор Ассоциации импортозамещающих предприятий

Ускорить импортозамещение должно было принятое в 2016-м положение о специальном инвестиционном (офсетном) контракте. Заключивший его инвестор запускает новое производство, а региональные власти закупают товар в течение нескольких лет. Какая продукция нужна государству, определили утверждённые Минпромторгом в 2021 году планы по импортозамещению.

Позже Правительство упростило процедуру заключения офсетных контрактов, снизив до конца 2023 года минимальный порог инвестиций до 100 млн рублей. Введение льготы не принесло ожидаемого результата. На конец прошлого года в реестр единственных исполнителей по специальным инвестиционным контрактам входило всего три компании.

В декабре 2022-го правительство Москвы отчиталось о подготовке к заключению ещё 11 контрактов с общим объёмом инвестиций в 9,7 млрд рублей. Большинство из них не были подписаны. На сегодняшний день реестр расширился лишь до девяти контрактов. На территории Москвы реализуется четыре из них.

Причины сбоя можно проанализировать на примере рынка реанимационных расходных материалов для инвазивной искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ). Его объём в России составляет порядка 450 млн рублей, в Москве – около 150 млн рублей. Речь идёт о продукции для профилактики вторичных инфекций дыхательных путей и вентилятор-ассоциированной пневмонии. Использование аспирационных систем, эндотрахеальных и трахеостомических трубок, ларингеальных масок снижает смертность среди пациентов с такими заболеваниями на 11 процентов.

Расходные материалы для ИВЛ нуждаются в частой замене.Расходные материалы для ИВЛ нуждаются в частой замене.Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Решения органов правительства Москвы по импортозамещению на данном рынке противоречат друг другу. Зафиксированы случаи, когда департамент инвестиционной и промышленной политики предлагает отечественному предприятию заключение офсетного договора, Московский центр инновационных технологий в здравоохранении подтверждает целесообразность использования отечественной продукции, а департамент здравоохранения блокирует предложенный проект. Подготовившая его компания лишается права на заключение офсетного контракта. В качестве обоснования указывается, что дефицита реанимационных расходных материалов в городе нет.

В подготавливаемых департаментом здравоохранения заключениях есть признаки защиты монополии западных корпораций.

Законодательство не говорит, что дефицит является единственным основанием для заключения офсетного контракта. Но 91,3 процента на нём занимают «Интерседжикал» (Великобритания), «Портекс» (США) и другие производители из недружественных государств. Стоимость их продукции выше отечественной.

– Американцы и британцы заводят продукцию на основании международных сертификатов, достоверность которых часто невозможно проверить. Им не нужно объяснять, почему они продают товар за 3,5–4 тысячи рублей. Российскому производителю, получающему сертификаты по более жёстким требованиям, необходимо обосновывать стоимость товара лучшего качества в 1 тысячу рублей. Можно понять, почему на местах выбирают импортный товар – более высокая стоимость позволяет получать откаты. Фамилии упоминать не буду, это прерогатива силовых структур. Уверен, что мэр Сергей Собянин не информирован о происходящем. Он отстаивает государственные интересы, – говорит Сергей Ярутин.

Противодействие идёт и на уровне руководства больниц. Городская клиническая больница (ГКБ) имени А. К. Ерамишанцева лишь на 20 процентов исполнила заключённый с российским производителем контракт на поставку закрытых аспирационных систем. Созданный при правительстве Москвы штаб по защите прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в 2022 году отказался рассматривать обращение поставщика по данному контракту по существу, выполняя лишь роль посредника в общении заявителя со столичными ведомствами. Департамент здравоохранения Москвы встал на сторону больницы.

Больница имени А. К. Ерамишанцева исполнила контракт с российским производителем на 20 процентов.Больница имени А. К. Ерамишанцева исполнила контракт с российским производителем на 20 процентов.Фото: Максим Григорьев/ТАСС

По словам опрошенных «Октагоном» представителей отрасли, в сфере распространена порочная практика, когда лечебно-профилактические учреждения после расторжения контракта с российским производителем проводят срочную прямую закупку без торгов у иностранного поставщика. Чтобы иметь такую возможность, врачи отделений изначально указывают в своих заявках только импортные бренды, а больницы искусственно завышают начальную максимальную цену контракта.

Эта схема приводит к нарушению закона 44-ФЗ.

Все закупки производится на основании объективной потребности в том или ином товаре, и она должна быть обеспечена финансовыми средствами учреждения и подтверждена внесением в план-график закупок. На этих основаниях заключала договор и ГКБ имени А. К. Ерамишанцева. Нарушение этих норм может стать поводом для проверки эффективности расходования бюджетных средств.

Участники отрасли заявляют о необходимости корректировки законодательства о контрактной системе, в том числе они предлагают расширить перечень медицинской аппаратуры, закупаемой по принципу «второй лишний». Он предусматривает запрет на участие в конкурсе поставщика иностранной продукции, если на него уже заявился отечественный поставщик.

Российские производители также призывают к корректировке норм, позволяющих больницам проводить срочные закупки вне официального контракта. Они уверены, что при выборе претендентов на заключение офсетного контракта власти регионов должны учитывать не только объём потенциальных инвестиций, но и уровень зависимости конкретного рынка от импорта.

На рынке реанимационных расходных материалов для инвазивной ИВЛ наблюдается монополия зарубежных производителей. Государству идеологически выгодно и необходимо появление способной конкурировать с ними российской компании.

Предлагается прописывать в офсетных контрактах обязанность, а не право государства закупать продукцию. Обсуждается идея оценивать эффективность госзакупок в сфере медицины не по финансовым показателям, а по возможности снизить заболеваемость и число смертельных случаев.

– Западные корпорации заинтересованы в том, чтобы в России болели больше и чаще. Это повышает их обороты и прибыль. У нас совершенно противоположная цель, – считает Сергей Ярутин.