Как портовый бизнес справляется с санкциями

Как портовый бизнес справляется с санкциями

Экономика 01 сентября 2025 Сергей Ветров

Снизившаяся перевалка зерна показала, какие российские порты работают на пределе мощностей даже не в лучший сезон и имеют потенциал к развитию, а какие страдают от недозагруженности и приносят меньше прибыли. Перспективными активами интересуются покупатели, однако в целом новый сезон пока не сулит рекордов по экспорту зерновых.

Провал в перевалке

В сезоне 2024/2025 экспорт сократился – по данным Минсельхоза, он составил 53 млн т, из которых 44 млн т зерна, против более 70 млн т годом ранее. Соответственно, значительно упала и перевалка зерна, что особенно стало заметно во второй половине сезона, и причина тому – низкая рентабельность экспортных продаж зерна.

По данным «Рексофт Консалтинг», в ушедшем сезоне 83,78% перевалки пришлось на Азово-Черноморский бассейн, 4,16% – на Каспий, 3,45% – на Балтику, 1,85% – на Дальний Восток и 3,64% на поставки через сухопутную границу.

– Главный удар во второй половине сезона пришелся на Азово-Черноморский бассейн: Новороссийск сократил перевалку почти наполовину, Ростов – более чем вдвое, а мелкие азовские терминалы недогружены на две трети, – рассказывает «Октагону» управляющий директор Центра компетенций в АПК «Рексофт Консалтинг» Дмитрий Краснов. Ситуация, по его словам, усугубляется потерей эффективности зернового трейдинга даже для ряда крупнейших компаний из-за избыточной инфраструктурной нагрузки – вагоны, портовые мощности и т. д.

Перевалка в Новороссийске сократилась вдвое.Перевалка в Новороссийске сократилась вдвое.Фото: IvanStudenov/CC BY-SA 4.0

Порты Каспия провалились в перевалке на 78% за первые 5 месяцев 2025 года – по итогам января-мая было перевалено 448 000 т, что на 1,6 млн т ниже показателя за тот же период 2024 года. В портах Балтийского бассейна перевалка зерна за январь-май текущего года сократилась на 19% (227 000 т) до 972 000 т.

Единственным направлением с плюсом стал Дальний Восток: объем через порты Славянка и Владивосток вырос почти в 1,5 раза, до ≈ 0,46 млн т, благодаря небольшой активизации поставок в Юго-Восточную Азию, отмечает Краснов. Основной прирост пришелся на порт Посьет, его терминал в поселке Славянка нарастил перевалку до почти 200 000 т с 77 000 т годом ранее. Чуть более 200 000 т перевалил «Владивостокский морской торговый порт», +7% год к году.

Общую мощность перевалки зерна в российских портах эксперты оценивают в 85 млн т, и перспективы для расширения есть.

– При тенденции к росту сбора зерновых к 2035 г валовый сбор зерна может достигнуть 200 млн т, а экспорт – превысить 100 млн т, – отмечает в разговоре с «Октагоном» директор Центра стратегического развития внутренних водных путей и инфраструктуры Александр Лисин.

Морские акценты

Азово-черноморский бассейн продолжает формировать основные направления экспорта, отмечает в беседе с «Октагоном» Ассоциация участников реализации аграрных и логистических проектов развития транспортного коридора Волга – Индийский океан «Афанасий Никитин» Дмитрий Потапенко. И даже с учетом сезонных колебаний и внутренних периодических ограничений на импорт (например, в Турции, Иране и Пакистане в прошедшем сезоне 2024/2025), основными направлениями для экспорта зерновых из России остаются страны Ближнего Востока, Северной Африки, говорит партнёр «Яков и Партнёры» Дмитрий Васюков.

Крупнейшие по мощностям новороссийские терминалы (глубоководный терминал КСК, Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП) и Новороссийский зерновой терминал (НЗТ), а также терминал Зерновом Терминальном комплексе Тамань (ЗТКТ) и туапсинский ТГК остаются топ-5 по фактическим объемам сезонной перевалки на экспорт в российских портах, утверждает Васюков. Суммарно, доля перевалки в них от общего объема составляет 45-47%.

– Удачное расположение, как относительно конечного потребителя, так и центров производства на Юге и в Центральной России, позволяет минимизировать затраты на логистику для производителей. В условиях роста стоимости внутренних перевозок, себестоимости производства зерновых, ограничений на фрахт и страховку судов, фактор цены для обеспечения маржинальности экспорта остается ключевым, – отмечает Васюков.

Порты Новороссийска, продолжает он, в пиковые периоды может составлять все 96%, и именно они в дальнейшем будут продолжать модернизироваться. Например, «ДеметраХолдинг», владеющее 100% НЗТ, к 2029 году построит третью очередь терминала, и вырастут с 6,5 до 13 млн т. ЗТКТ также ждет модернизация. В Тамани запланированные проекты увеличат годовую перевалку зерна 5,5 млн до 8 млн т в год.

– При реализации заявленных амбиций общий рост доступных мощностей для указанных терминалов может вырасти на 10-12 млн т в год, – добавляет Васюков.

Согласно оценкам отраслевых экспертов, суммарные мощности трех глубоководных портов – Новороссийска, Тамани и Туапсе – составляют около 32 млн т, и при рекордном по объемам экспорта сезоне 2023/2024 эти мощности были загружены практически на 100%.

Для Каспийского бассейна ключевую роль в контексте экспорта зерновых играют портовые терминалы Астрахани, откуда осуществляется основной объем поставок в Иран – третью страну по объемам импорта российских зерновых, продолжает Васюков. Несмотря на общее снижение поставок в Иран из России в сезоне 2024/2025 (примерно в 1,7 раз, до 3,8 млн т), средне-сезонная загрузка перевалочных терминалов здесь также достигает критических значений. Наибольшая нагрузка приходится на «Терминал Юг», специализирующийся именно на перевалке зерна. При этом направление Каспия будет оставаться значимым в контексте развития МТК «Север – Юг» и экспорта российской сельхозпродукции, поэтому потенциал модернизации и расширения мощностей здесь остается достаточно высоким, уверен эксперт.

Зерновые терминалы сталкиваются с критической нагрузкой.Зерновые терминалы сталкиваются с критической нагрузкой.Фото: Sunliftan/CC BY-SA 4.0

Ограничения с 15 февраля по 30 июня на экспорт кукурузы и ячменя, которые составляют основу нашего зернового экспорта в Иран на Каспии, оказали негативное влияние на производственные показатели российских портов Каспийского моря.

– Тем не менее, с 1 июля экспорт был возобновлен, и мы отмечаем, что по итогам этого месяца махачкалинский морпорт демонстрирует самые высокие показатели перевалки зерна в месяц за последние шесть лет, - отмечает гендиректор АО «Махачкалинский морской торговый порт» Джамал Алиев.

«Махачкалинский морской торговый порт» от проектов не отказывается и уже завершает проектирование нового зернового терминала мощностью 100 000 т единовременного хранения зерна и перевалки 1,5 млн т в год. Начало строительства планируется уже в конце текущего года, сообщает топ-менеджер.

Снижение показателей отгрузки зерна по сравнению с прошлым сезоном меньше всего затронуло Балтийские порты («Порт Высоцкий»), где объемы перевалки сохранились в пределах 11,5 млн т, что составляет примерно четверть от доступных мощностей, сообщает Васюков. Основными экспортными направлениями здесь стали Нигерия, Марокко, Мексика и Вьетнам, что подтверждает ставку, сделанную на страны Северо-Западной и Западной Африки, Латинскую Америку и Азию.

– В целом по заявленным программам Балтийский бассейн суммарно может расширить мощности перевалки до 25-30 млн т зерна. Однако, для конкуренции с портами АЧБ по стоимости портовых услуг и логистике необходимо повышение загрузки данных терминалов. Также стоит учитывать навигационные риски, – обращает внимание Васюков.

Пространство для маневра

– На традиционных азовских причалах загрузка упала за 5 месяцев первого полугодия до 25-35%, и ряд активов здесь становится низкорентабельными. Напротив, пространство для точечного наращивания есть на востоке (Приморье, порты Находка/Ванино, Суходол). В долгосрочный перспективе 3-5 лет наращивание и модернизация портовых зерновых мощностей все равно будет сохранять свою актуальность, – комментирует Краснов.

Недогрузка побуждает одних продавать, а других – покупать портовые активы, продолжает Краснов. Зарубежные и крупные российские игроки наращивают долю рынка: саудовская SALIC через сделку с Olam Agri получила контроль над терминалом в Азове (~1,4 млн т) и ведёт переговоры по еще двум причалам.

Контроль над терминалом в речном порту Азов переходит к международным игрокам.Контроль над терминалом в речном порту Азов переходит к международным игрокам.Фото: SokOs/CC0 1.0

– Также сообщается об интересе иранцев к морскому терминалу на Каспии. Вероятны и новые сделки: инвестфонды ищут недооцененные активы в Азове, тогда как операторы Приморья заинтересованы в капитале для расширения, – знает Краснов.

Агрохолдинг «Степь» (входит в АФК «Система») готов к продаже своих портовых активов в Азове и Волгодонске общей мощностью перевалки зерна более 2 млн т в год (1,5 млн т и 600 000 т соответственно) с перспективой расширения. Из Волгодонска есть возможность отправлять грузы через Азово-Черноморский бассейн и транспортный коридор Север—Юг.

По словам источника «Октагона», знакомого с ситуацией в компании и в сфере портовых мощностей, продажа активов «Степью» может быть частной, локальной историей компании, у которой просто есть более маржинальные сегменты бизнеса. По словам другого источника, «Степь» просто решила инвестировать в более понятный и выгодный для себя бизнес – молочный.

Теоретически интерес у инвесторов может возникнуть и к внутренним, речным портовым мощностям.

– ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта» делал оценки потенциальной грузовой базы зерновых культур, которые можно привлечь на речной транспорт при определённых условиях. Это еще плюс 10 млн т к существующим 4 млн т. По нашим оценкам, совокупная мощность существующих зерновых терминалов – 20 млн т за навигацию. Мощностей, в принципе, достаточно. Но нужно начать подвозить для перевалки в речные порты зерно железнодорожным транспортом, что сейчас редко наблюдается. Важно, что для возрождения железнодорожно-водных перевозок и последующей перевалки 14 млн т зерна необходимо построить порядка 240 единиц речного флота, – рассказывает Лисин.

По его словам, мировая практика и отечественный опыт показывает, что ключевыми инвесторами в проектах развития речных портов часто выступают крупные холдинги - грузовладельцы и транспортные группы, которые могут консолидировать активы в виде и железнодорожного подвижного состава, и торгового флота, и терминалов.

Нерентабельное зерно

В сезоне 2024/25 чистая маржа зернотрейдеров по направлению FOB Новороссийск серьезно сократилась, напоминает Краснов, во второй половине сезона торговля останавливалась или велась «в ноль» или в убыток. В новом сезоне, по его мнению, возможна умеренная коррекция, если рубль ослабеет, а котировки немного восстановятся.

– Хотя никаких серьезных оснований, что цена выйдет вверх за коридор 230-240 долларов за тонну не только в краткосрочной, но среднесрочной перспективе нет. Главный и повторяющийся риск – регуляторная непредсказуемость по условиям вывоза зерна, – считает Краснов.

Кроме того, отмечает он, несмотря на хороший спрос со стороны Северной Африки и континента в целом, а также стран ЮВА конкурентная среда для российских поставщиков будет оставаться крайне непростой – хорошее предложение со стороны Европы и Франции будет сокращать возможности в Северной Африке, а высокий экспортный потенциал Австралии, Латинской Америки, а также усиливающаяся активность США в странах ЮВА делает позиции российских поставщиков зерновых уязвимыми.

Всё это, заключают эксперты, пока говорит не в пользу увеличения экспорта в грядущем сезоне.