Самый лёгкий металл на земле – литий – с развитием электротранспорта становится альтернативой углеводородам. По данным Международного энергетического агентства, к 2040 году спрос на литий может вырасти более чем в 40 раз. Россия обладает немалыми запасами этого металла, но его добыча – только в планах. Удастся ли РФ преодолеть импортозависимость и запрыгнуть в литиевый поезд?
В 2016 году Илон Маск заявил, что для выпуска полумиллиона автомобилей Tesla ему придётся скупить весь производимый в мире литий. Зелёная повестка и подъём продаж электромобилей настолько воодушевили страны – производителей лития, что с середины прошлого десятилетия они принялись резко наращивать добычу. Если мировая добыча в 2013 году составляла около 35 тыс. тонн, то в 2022-м она превысила 700 тыс.
За этим последовало закономерное охлаждение, отразившееся на стоимости металла. Если с 2002 по 2022 год цены на карбонат лития повысились менее чем с 2 тыс. до более чем 81 тыс. долларов за тонну, то сегодня они едва превышают 13 тыс. долларов. Всё это демонстрирует крайнюю волатильность рынка лития. Специалисты полагают, что за спадом неминуемо последует рост.
Институт развития технологий ТЭК указывает на то, что к 2030 году Европе понадобится в 18 раз больше лития, чем сегодня, а к 2050 году – в 60 раз.
Лидеры по производству лития в мире – Австралия, Чили, Китай, Аргентина и Бразилия, подсчитала Геологическая служба США. Больше половины разведанных мировых запасов металла сосредоточено в Южной Америке в так называемом литиевом треугольнике. Это Боливия (21 млн тонн), Аргентина (17 млн тонн) и Чили (около 9 млн тонн). К слову, всего за пять месяцев 2023 года экспорт лития из Аргентины увеличился более чем на 80 процентов. Это самый быстрорастущий производитель лития в мире.
Что касается России, то, по сведениям экспертов, подготовивших аналитический обзор для фонда «Росконгресс», в РФ запасы литиевой (сподуменовой) руды достигают 10 процентов от общемировых. «Балансовые запасы лития в России, учтённые в рудах 14 месторождений, составляют 3,5 млн тонн оксида лития, и ещё около 1 млн – это забалансовые запасы в целом по стране», – отмечается в исследовании.
Несмотря на крупные запасы, собственное производство лития в России не ведётся. Так было не всегда. В СССР первый литиевый рудник заработал в 1942 году: Забайкальский ГОК разрабатывал Завитинское месторождение. В 1990-х годах оно было законсервировано, потеряв госзаказ и не выдержав конкуренции с южноамериканскими производителями. В течение почти 30 лет стране было выгоднее закупать литий главным образом в Чили и Аргентине, которые в апреле 2022 года прекратили поставки в Россию, что заставило государство задуматься о возрождении добычи для предотвращения дефицита и преодоления импортозависимости.
18 июля состоится аукцион по продаже Завитинского месторождения. Стартовый платёж составляет 1 млрд рублей. Балансовые запасы оксида лития на месторождении оценены в 207,14 тыс. тонн, забалансовые – в 50,9 тыс. тонн. О своих амбициях реализовать проект заявлял сырьевой холдинг «Росатома» «Атомредметзолото». Впрочем, специалисты не связывают с месторождением больших надежд.
– Его запасы в значительной степени отработаны, и особых перспектив я с ним не связываю. «Атомредметзолото» собиралось извлекать литий из его отвалов и особых успехов не достигло. Не думаю, что оно окажется очень интересным кому-либо из крупных компаний, – рассказывает «Октагону» промышленный эксперт Леонид Хазанов.
Значительно более перспективным является Колмозёрское месторождение в Мурманской области, с запасами в 13,5 млн тонн руды и более 150 тыс. тонн оксида лития.
Лицензию на его освоение в феврале прошлого года за 1,7 млрд рублей получил «Полярный литий» (совместное предприятие «Норникеля» и «Росатома»). С помощью одного лишь этого проекта Россия может не только полностью решить вопрос импортозависимости, но и при желании начать экспорт литиевой руды. Планируется, что к 2030 году ежегодный выпуск карбоната и гидроксида лития на месторождении составит 45 тыс. тонн.
– Избежать нехватки лития поможет эксплуатация именно Колмозёрского месторождения, – считает Леонид Хазанов. – Даже половины от планируемого объёма производства из его руд карбоната и гидроксида лития хватит для удовлетворения спроса в России с учётом развития электротранспорта в нашей стране.
«Росатом» вынашивает план занять к 2030 году 9–10 процентов мирового рынка лития, причём не только за счёт производства в России. В прошлом году «дочка» «Росатома» Uranium One достигла соглашения о добыче лития в Боливии. Генеральный директор корпорации Алексей Лихачёв так прокомментировал это событие: «Было более 30 претендентов, но выбрана Россия. Во-первых, мы предложили преимущество в части самой технологии. Более 90 процентов лития извлекается из солончака, это очень эффективные показатели. Во-вторых, это экологически очень бережливая технология».
Как говорит Лихачёв, литий в России используется в большой производственной цепочке: «Уже создали сборочные производства накопителей энергии для промышленных целей, для транспортных целей. Такое производство есть в Подмосковье. Разворачивается строительство завода в Калининграде». Первая очередь активной работы намечена на 2025 год. К 2027 году компания рассчитывает выйти на плановые мощности – это 25 тыс. тонн карбоната лития в год. В параметрах 2023 года это до 4 процентов от общемирового производства лития.
Эксперты подчёркивают, что добычи для получения кумулятивного экономического эффекта действительно недостаточно.
«Весь мировой рынок лития составлял в 2020 году порядка 5 миллиардов долларов. Мировой рынок литийионных аккумуляторов – уже 45 миллиардов долларов. Мировой рынок электромобилей в 2020 году превысил 120 миллиардов долларов», – отметил на своём YouTube-канале специалист по ядерным реакторам и энергетическим установкам Дмитрий Горчаков. Поэтому, по его мнению, если Россия в самом деле хочет занять своё место на формирующемся рынке энергии перехода на «новую нефть», ей стоит уделять больше внимания науке, развитию знаний и технологий.
Леонид Хазанов убеждён, что компетенций для этого у России достаточно:
– Многие из них были разработаны во времена СССР и с тех пор актуальности не потеряли. А старое, как известно, – это хорошо забытое новое. Актуальность отказа от завоза лития никуда не исчезла. Уже очевидно, что цены рано или поздно пойдут вверх, и тогда сырья на всех может не хватить.