С наступлением зимы российские города столкнулись с традиционной проблемой – плохой уборкой снега. За последние недели многочисленные жалобы поступали от жителей Москвы, Санкт-Петербурга и других населённых пунктов. Ситуацию не спасает выросшая за год в ряде регионов стоимость услуг по расчистке дворов и дорог. Увеличение расценок до 60 процентов не смогло решить вопрос дефицита кадров в сфере ЖКХ и повысить качество работ.
За последние пару недель в российских городах возник традиционный коллапс, вызванный приходом зимы. После снегопада 27–28 ноября петербуржцы оставили несколько сотен жалоб на уборку снега, а машины встали в многокилометровых пробках. В Москве ситуация лучше, в то время как в Подмосковье жители регулярно жалуются на то, что в малых городах убираются недостаточно тщательно.
Между тем в 2023 году многие регионы столкнулись с подорожанием услуг по расчистке снега. При этом в лучшем случае качество уборки сохранилось на прежнем уровне, в худшем – снизилось. В среднем повышение цен составило 50–60 процентов, рассказывает «Октагону» лидер общероссийского движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков. Самые высокие темпы роста, по его словам, фиксировались на Дальнем Востоке.
Уборка снега с придомовой территории – обязанность управляющей компании или ТСЖ, территории, находящейся в собственности муниципалитета – районной администрации. Очисткой дорог в крупных городах занимаются специализированные муниципальные автотранспортные предприятия. Там, где их нет, проводятся тендеры среди подрядчиков, и победители становятся исполнителями заказов.
В зимний период расходы любой управляющей организации на обслуживание зданий и территорий в разы выше, чем в летний, уточняет Сергей Креков, поэтому продолжающийся подъём цен закономерен. Правда, не для всех городов.
Российские города столкнулись с традиционным коллапсом, вызванным приходом зимы.Фото: Максим Конанков/Octagon.Media
В Санкт-Петербурге подорожание услуг по уборке территорий этой зимой не так заметно: касается оно только тарифов для подрядных организаций, которые «ещё отыгрываются на конкурсах профильных комитетов в помощь уже сформированным автопаркам и набранным кадрам», отмечает руководитель регионального центра общественного контроля НП «ЖКХ Контроль» Алла Бредец.
С 1 января этого года работы по уборке внутриквартальных территорий в Петербурге могут выполнять только жилищные агентства, являющиеся государственными казёнными учреждениями. Они получают финансирование из городского бюджета и, как следствие, меньше зависят от происходящего на рынке.
Москву текущее повышение цен на услуги по уборке территорий почти не затронуло.
Во многом потому, что фактически денег хватает: стоимость уборки квадратного метра территории в Первопрестольной и без того в 10 раз превышает стоимость аналогичных работ в подмосковных городах, объясняет Константин Крохин.
Кроме того, по его словам, экономика подобных услуг в крупных городах и в российской глубинке имеет значительные отличия. В Москве, например, много высотных домов с большим числом жильцов, а придомовая территория маленькая.
– В этом случае можно и консьержа нанять, и охрану оплачивать, и дворников – расход на каждую квартиру получится небольшой. А в двух-трёхэтажных домах с большой прилегающей территорией квартплаты жильцов на всё не хватает. Уборку по конкурсу приходится разыгрывать муниципалитету и оплачивать её частично за счёт различных субсидий, – комментирует Константин Крохин.
Несмотря на то что стоимость уборки снега в регионах заметно варьируется, оплачивается из разных источников и по-разному растёт, неизменным для всей страны остаётся одно: добиться идеального выполнения работ не удаётся.
Снежные отговорки
На прошлой неделе в столице был установлен исторический максимум высоты сугробов – 40 сантиметров. В некоторых регионах фиксируется небывалое количество снега: в Карелии в ноябре выпало 225 процентов от месячной нормы осадков, в Приамурье превышен суточный рекорд более чем столетней давности. В грядущую пятницу, 15 декабря, в Москве ожидают самый мощный «более чем за полвека» снегопад, сообщил ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец.
По мнению Сергея Крекова, рекордные снегопады часто приходят на помощь сотрудникам предприятий ЖКХ и властям, когда требуется объяснить последствия дефицита бюджета. В частности, один из наиболее дорогостоящих видов работ – вывоз снега. Экономя на нём, снег часто сваливают в кучи на газоны или придомовую территорию.
– Потом убирают в течение месяца то, что должны за три дня. Нечищеные тротуары и подъезды к остановочным комплексам становятся нормой. Также серьёзной статьёй оптимизации является закупка и обработка дорог противогололёдными реагентами, песком и гранитной крошкой. Всё это мы можем наблюдать даже в Москве, о других регионах и говорить не приходится, – подмечает собеседник.
В начале декабря в Москве был установлен рекорд по высоте сугробов – 40 см.Фото: Максим Конанков/Octagon.Media
В столице, утверждает Константин Крохин, неплохо справляются с расчисткой дорог. Что касается дворов, то в Центральном округе работают бригады дворников, в остальных районах можно встретить в лучшем случае одного-двух работников. При этом в столичных СМИ тема как будто под запретом, замечает он.
В Санкт-Петербурге, по свидетельству Аллы Бредец, ситуация разнится от района к району. Но судя по статистике Госжилинспекции, опубликованной на прошлой неделе, в 60 процентах проверенных домов выявлены нарушения по уборке придомовых территорий и вынесены предписания по их устранению.
Кадры из мигрантов
Проблему с уборкой снега эксперты единодушно объясняют кадровым дефицитом в сфере ЖКХ. Он же служит одной из главных причин подъёма цен на услуги по уборке территорий.
– Рост произошёл в первую очередь из-за увеличения стоимости горюче-смазочных материалов. Вторым значимым фактором стал дефицит кадров. Кадровый голод привёл к тому, что компаниям пришлось увеличивать зарплаты линейному персоналу, – делится с изданием Сергей Креков.
Однако такая мера помогает не всегда. Как уверяет Алла Бредец, зарплата работников ручного труда и механизаторов повышалась не единожды, тем не менее на сегодняшний день районные и жилищные агентства испытывают кадровый голод. Городу необходимо более 4 тысяч дворников и 1,2 тысячи механизаторов, но пока удалось набрать лишь 3,4 тысячи дворников и около 800 механизаторов. В другом крупном городе Северо-Западного федерального округа – Калининграде – из 600 необходимых дворников штат укомплектован только 400 сотрудниками.
– На выполнении работ по уборке снега задействовано большое количество мигрантов из Средней Азии, а в декабре они обычно уезжают из России и возвращаются в начале апреля. Этот факт усугубляет и без того тяжёлую ситуацию с кадрами, – констатирует Сергей Креков.
Проблему с уборкой снега объясняют кадровым дефицитом.Фото: Максим Конанков/Octagon.Media
Ставка на мигрантов в низкооплачиваемых профессиях, не требующих специального образования, не сработала. Во время пандемии часть приезжих из других стран перешла в более прибыльные профессии курьера и таксиста, поясняет Константин Крохин. А за последний год в ЖКХ по линии мигрантов масштабировалось явление «ворованных душ», когда в штате бюджетной организации официально числится тот, кто на самом деле работает в другом месте.
– По ведомости такие работники получают 2,5–3 тысячи рублей, но фактически – 28–30 тысяч рублей. В силу неграмотности и необразованности они не задают лишних вопросов, считая, что начальник – старший: договорился – значит, всё правильно. Но на основном рабочем месте их часто нет – их забирают, например, дорожно-транспортные предприятия помогать убирать дороги (хотя это отдельные организации со своим штатом и финансированием). Или же они на подработке: перенести холодильник, починить машину, помочь на стройке и так далее, – рассказывает Константин Крохин.
Задача таких работников – делать вид, что они состоят в штате и получают зарплату, основная часть которой на самом деле уходит в карман другим людям, добавляет эксперт.
– С этим же связано то, почему россиян не берут на работу в ЖКХ Москвы: они не будут работать по 16 часов, выполнять по две-три работы и к тому же за реальные 30 тысяч рублей вместо 90 тысяч. Поэтому берут в коммунальные службы плохо говорящих людей, которые приезжают из бедной местности, – заключает собеседник.
Без развёртывания полномасштабной борьбы с коррупцией в сфере ЖКХ ликвидировать реальный дефицит кадров, по крайней мере в крупных городах, не получится. А без решения вопроса обеспеченности трудовыми ресурсами проблема с уборкой снега так и останется для России вечной.