В России сотни тысяч мужчин трудоспособного возраста за последний месяц были резко исключены из экономики. Налогоплательщики и работодатели, заимодавцы и ипотечники, покупатели и продавцы на неопределённый период времени перестают участвовать в активном экономическом процессе. А если к этому прибавить тысячи людей, которые решили покинуть страну, то потери становятся ещё более масштабными. «Октагон» разбирался, как частичная мобилизация сказывается на экономике страны.
Что ждёт рынок труда и недвижимости, насколько упадёт потребительский оборот? Если в коллективе из 30 человек оказалось 10 мобилизованных, справится ли он с рабочими задачами? А если предприятие задействовано в выполнении госзаказа? Такие вопросы в последние недели всё чаще задают владельцы тысяч компаний в России, и многие из них остаются без ответов.
Недвижимость в лихорадке
Традиционно самым чувствительным к изменениям оказался рынок строительства и недвижимости. Буквально с первой недели после объявления частичной мобилизации количество сделок в сфере покупки жилья изменилось.
Первой реакцией стала приостановка изрядной доли уже начатых сделок. Риелторы обратили внимание на то, что многие клиенты решили перенаправить деньги на «спасение своих мужиков». Симметрично отмене сделок вся страна наблюдала многотысячные, многочасовые очереди на границах. По разным оценкам, до нескольких сотен тысяч мужчин, опасающихся повесток из военкоматов, выехали из страны. Резкий отток населения продолжался до тех пор, пока на пограничных пунктах не были организованы мобильные пункты призыва.
Несколько сотен тысяч мужчин выехали из страны, опасаясь повесток из военкоматов.Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
И если первые две недели мобилизационных мероприятий не давали чёткой картины происходящего, то к сегодняшнему дню эксперты могут анализировать появившуюся статистику. По данным сервиса Dataflat.Ru, количество сделок с недвижимостью, приобретаемой в ипотеку, за месяц сократилось на 2 процента.
Санкт-Петербургская палата недвижимости констатирует падение рынка вторичного жилья на 20 процентов. Последние полгода цены на вторичке не росли. Число предложений сократилось в два раза и резко выросло количество срочных продаж с большой скидкой. При этом арендаторов жилья стало намного меньше.
Градус тревожности пытаются снизить специалисты.
– Коллеги шутят: «Горизонт планирования – 15 минут». События стали развиваться стремительно. Мы рассматриваем разные сценарии развития ситуации на рынке, но все сходятся на том, что стоит ожидать падения от 10 до 30 процентов, – объясняет риелтор Татьяна Казак.
«Нет однозначного сценария и по срокам. Предположительно, стабилизации стоит ожидать к 2024 году».
Татьяна Казак
риелтор
По словам собеседницы «Октагона», пока с немотивированными отказами в ипотеке со стороны банков Петербурга ей сталкиваться не приходилось. Возможно, это связано с тем, что достаточно оперативно были приняты федеральные законы, касающиеся кредитных обязательств резервистов. Мобилизованным предоставляются кредитные каникулы, а в случае гибели или тяжёлого ранения бойца выплата его кредита ложится на банк.
Нет понимания и того, как в дальнейшем поведёт себя банковский сектор. Риелторы предполагают, что льготная ставка по ипотеке может быть отменена к концу года. Банки, в свою очередь, могут поднять ставки по ипотечным кредитам, чтобы компенсировать недополученную прибыль.
– Есть все основания полагать, что отрасль строительства будет поддержана государством. Какие-то «волшебные таблетки» будут придуманы для новостроек. Наверняка будут предложены и какие-то варианты субсидирования ставок, потому что это огромный бизнес и огромные деньги. Паника в любом случае преждевременна. У государства отработаны механизмы стабилизации рынка в условиях «идеального шторма», – отмечает источник издания.
Специалисты добавляют, что сейчас покупателям стоит прислушиваться не столько к оценкам экспертов, сколько к собственным ощущениям. Например, к тому, насколько купленная квартира позволит быть счастливее или свободнее в перспективе ближайших трёх-пяти лет.
Рынок труда пока не понял, что теряет
Как ни странно, несмотря на утрату как минимум 300 тысяч человек, рынок труда реагирует на это слабо. Первыми озвучили своё отношение к возможным трудностям представители Корпорации МСП. «Если у вас возникли проблемы с исполнением обязательств по договору, обратитесь к профильным специалистам. Поскольку сейчас всё меняется так быстро, что одного готового решения нет, вам подберут индивидуальный алгоритм выхода из проблемной ситуации», – указано в заявлении корпорации.
Малый и средний бизнес закономерно раньше других ощутил на себе сокращение численности сотрудников. Особенно чувствительными последствия мобилизации стали для предприятий, выполняющих госзаказ. В Корпорации МСП заявили, что такие обращения будут рассматриваться в приоритетном порядке.
Согласно федеральному закону, мобилизованным будут предоставлены кредитные каникулы, а в случае гибели или тяжёлого ранения бойца выплата его кредита ляжет на банк.Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Отследить колебания на рынке труда в остальных сегментах экономики пока трудно. По информации рекрутинговой компании HeadHunter, за первые две недели объявленной частичной мобилизации статистика не показала сколько-нибудь заметного роста или падения.
– По нашим данным, рынок труда пока слабо реагирует на проведение частичной мобилизации. По итогам второй недели проведения мобилизации до 2 октября включительно число активных вакансий снизилось всего на 0,7 процента, а число активных резюме – на 0,5 процента, – комментирует эксперт HeadHunter Александр Джабаров.
Как заметили в компании, количество вакансий увеличилось лишь в сферах транспорта и логистики, да и то незначительно – всего на 2,5 процента по сравнению с неделей до объявления мобилизации. Выросло число вакантных мест для студентов и молодых специалистов без опыта работы. Наблюдается ощутимое снижение количества сотрудников в госсекторе – минус 21 процент. Но эта тенденция не связана с частичной мобилизацией, поскольку падение идёт с марта 2022 года. Примерно такая же ситуация складывается в области науки и образования.
Эксперты HeadHunter прогнозируют, что через пару недель положение может измениться, но вряд ли существенно. А что касается десятков тысяч граждан, бежавших от мобилизации за границу, то вряд ли этот отток отразится на рынке труда – большинство уехавших работали и продолжают работать удалённо.