На фоне санкционной волны россияне столкнулись с беспрецедентным ростом цен на продовольствие, микроэлектронику, средства гигиены и детские товары. Некоторые позиции подорожали в 3–5 раз. Представители госорганов заявляют о спекуляции, желании продавцов нажиться. Участники рынка и профильные эксперты в свою очередь указывают: объявленная борьба с ростом цен рискует обернуться тотальным дефицитом.
Скачкооборазный рост цен стал одной из ключевых тем последних дней. Спикер Госдумы Вячеслав Володин обратил внимание на то, что сразу в нескольких регионах необоснованно подорожали производимые в России товары питания, лекарства и подгузники. «Искусственно повышать цены, прикрываясь санкциями, недопустимо», – сказал он. Но цены не послушались и продолжили рост. Дорожает практически всё: от гречки, сахара и кетчупа до мобильных телефонов, автомобильных запчастей и контактных линз.
Ценники меняются несколько раз в день
В магазинах электроники по-прежнему наблюдается ажиотаж – россияне скупают компьютеры и технику для дома. Менеджер одной из торговых сетей в Поволжье рассказал «Октагону», что наступление покупателей на магазины продолжается уже несколько дней:
– Это, наверное, национальная традиция: у нас во время каждого кризиса люди начинают скупать телевизоры и микроволновки. Очень смахивает на истерику: на днях, например, один мужик три телевизора сразу купил и четыре ноутбука. Ну как тут цены не взлетят?
Спекулятивный фактор роста цен сегодня превалирует, признал в разговоре с «Октагоном» зампред думского комитета по экономической политике Артём Кирьянов.
«Необходимо расширить полномочия Федеральной антимонопольной службы. ФАС должна обладать инструментами воздействия не только на продавцов, но и на всю цепочку. Следует также активнее работать в части картельных сговоров».
Артём Кирьянов
заместитель председателя думского комитета по экономической политике
Он подчеркнул, что торговая наценка на продукты питания должна быть ограничена 10 процентами, к аналогичным мерам прибегают в США и странах Евросоюза.
Резко укрепивший позиции доллар не может не сказаться на росте цен, но подорожала продукция, которая была закуплена до валютных скачков и осложнения ситуации с логистикой.
Представитель одной из сетей, занимающихся торговлей электроникой и техникой, в приватной беседе с «Октагоном» признал, что ценники они переписывают несколько раз в день:
– Нас называют спекулянтами, но ведь это не так. Мы не наживаемся на ситуации, мы думаем о завтрашнем дне. Если сегодня отдать товар за бесценок, то завтра оборотных средств на закупку техники уже по новому курсу у нас физически не будет.
Смартфон – новая валюта?
Под воздействием резкого роста курса доллара и новых антироссийских санкций на российском рынке электронных товаров возникли серьёзные перебои. Ряд магазинов даже приостановил свою работу. Другие стали хаотично менять ценники. Всего за несколько дней отдельные позиции выросли в цене вдвое, многие товары вовсе исчезли из продажи, чем стали активно пользоваться «серые» ретейлеры. Что происходит на рынке сейчас и как лучше вести себя покупателю?
Перейти к материалуТакую позицию государство не разделяет, ФАС уже начинает проверки. Ведомство запросило в торговых сетях DNS, «Технопарк» и «Детский мир» информацию об обоснованности повышения цен. Предостережение в связи с публичным заявлением о росте цен на бытовую технику получил директор DNS и руководители ряда компаний на рынках мебельной продукции, туристических услуг, недвижимости.
Качели доходов
Проблема роста цен была одной из ключевых ещё до февральского кризиса. Например, в середине января 2021 года на заметный рост цен на хлеб указали 35 процентов респондентов фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Доля граждан, ощутивших подорожание яиц, выросла с 16 до 44 процентов, крупы и макаронных изделий – с 12 до 24 процентов. На подорожавшее растительное масло и сахар жаловались 47−49 процентов опрошенных против 8–9 процентов в марте 2020 года. Генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков в сложившейся ситуации считает важным бороться не с ростом цен, а с обнищанием населения. По его словам, сам по себе рост цен не является проблемой, если эквивалентно возрастают и доходы.
– Ещё до этого кризиса около 20 процентов россиян проживали за чертой прожиточного минимума. Сейчас эти люди оказываются на дне ямы. Есть опасения, что оказавшиеся в подобной ситуации граждане перестанут выполнять свои обязательства: вносить коммунальные платежи, погашать банковские кредиты, – пояснил в разговоре с «Октагоном» Федяков.
Собеседник напомнил, что уже восемь лет в Минпромторге лежит законопроект, предлагающий таргетированные меры экономической поддержки малообеспеченных групп населения:
– Проще говоря, речь идёт о продовольственных карточках. Сегодня необходимо срочно активировать этот инструмент, ничего зазорного в этом нет. Например, в США существуют чеки на покупку продовольствия, в Европе действуют прямые субсидии.
Важно бороться не только с ростом цен, но и с обнищанием населения.Фото: Константин Михальчевский/РИА Новости
При этом он не торопится винить бизнес в серьёзном росте цен. Их действия – регулирование спроса ценой – вписываются в законы рыночной экономики, считает эксперт.
Руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Пётр Кирьян стремительную смену ценников объяснил серьёзной валютной составляющей в агробизнесе и производстве продуктов и блокадой российских портов и грузополучателей в России – это удорожает доставку любой продукции в страну. Он полагает, что последствия будут определяться не курсом рубля или ростом цен, а скоростью запуска механизмов поддержки нуждающихся граждан.
– Если говорить о том, что делать, то очевидно, что нужно вводить гибкое регулирование рынка труда, стимулировать компании брать на себя часть социальной поддержки. Возможно, потребуются дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса – там явно не потянут кредиты под 20+ процентов годовых, но именно там есть спрос на рабочие руки и возможность заработка, – отметил собеседник «Октагона».
Но даже простые арифметические расчёты в нынешнее время выглядят безжалостно. Реальные доходы населения рискуют снизиться на 10 процентов. Нечто похожее россияне уже проходили: после дефолта 1998 года реальные доходы граждан рухнули примерно на 12 процентов, за чем последовал восстановительный рост.