В 2022 году в регионах России резко повысилось количество регистраций производств в сфере лёгкой промышленности. Появились 7,5 тыс. новых компаний и индивидуальных предпринимателей, которые решили заняться производством одежды, текстиля и аксессуаров. Как рассказывают сами участники рынка, на многих из них повлияли уход массовых брендов и нехватка одежды для мобилизованных. Но пока рост спроса на одежду российского производства незначителен – покупателям сложно переориентироваться на отечественные марки.
Как следует из данных сервиса «Контур.Фокус», в России с начала года и по середину декабря было зарегистрировано более 7,5 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые выбирали в качестве основной деятельности сферу лёгкой промышленности. Этот показатель на 19,5 процента превышает уровень прошлого года.
Появление на рынке новых игроков происходило скачкообразно. Год начался с небольшого роста, уже в марте количество регистраций уменьшилось почти на 5 процентов по сравнению с мартом 2021 года. Летом рынок начал восстанавливаться и к осени открытие новых производств шло более быстрыми темпами – например, в августе число созданных компаний увеличилось на 45,8 процента. В сентябре рост составил почти 20 процентов, а после объявления мобилизации предприниматели замерли – по итогам октября количество регистраций упало на 11,1 процента. Однако уже в ноябре прирост новых организаций составил 37,1 процента, и такая динамика сохраняется и в декабре.
Мобилизация повлияла на рынок
Среди тех, кто открыл своё дело после конца сентября, когда в России началась частичная мобилизация, оказались предприниматели, решившие построить бизнес на шитье обмундирования для военнослужащих.
– Мы решили начать шить нательное бельё для военных, когда стало понятно, что некоторые мобилизованные в этом нуждаются. У нас был опыт в этой сфере, но специально под новое направление мы создали отдельное юрлицо. Пока говорить о том, насколько правильно это решение с точки зрения бизнеса, рано – мы только отшили первую партию, – поделился с «Октагоном» на условиях анонимности один из предпринимателей из Ивановской области.
Участок упаковки военной формы в швейном цехе.Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Как отмечают участники рынка, с лета в российских швейных мастерских и ателье наблюдался бум пошива обмундирования для военных. А после объявления мобилизации в стране стали стихийно создаваться швейные артели, которые шили спальные мешки, балаклавы, нательное бельё и многое другое для призванных на службу.
В Свердловской области созданием военного обмундирования занялся модный дизайнер Дмитрий Шишкин. Он активно рассказывал региональным СМИ о том, что открыл новое направление и запустил производство партии, насчитывающей около 100 тыс. комплектов весенне-летней и осенне-зимней военной одежды.
Спецзаказы оказались социальными
Не все представители швейной отрасли продолжили работать в этом направлении.
– После начала мобилизации мы, как и многие, начали отшивать спальные мешки. Но затем это направление свернули. Во-первых, для этого нужно специальное швейное оборудование, а во-вторых, не устроила цена заказов. Поэтому мы продолжили заниматься своей основной линейкой – спортивной одеждой, – рассказала «Октагону» руководитель пермской компании «Лайкспорт» Елена Расцелуева.
Изначально компания ориентировалась на массовое производство спортивной одежды, поскольку её создатели обнаружили опустевшую из-за ухода иностранных игроков нишу.
– До пандемии мы отшивали одежду для артистических коллективов. По сути, это был индивидуальный пошив. Но пандемия привела к тому, что нам пришлось искать новую нишу, которую мы увидели в спортивной одежде, – отметила Елена Расцелуева. По её признанию, сейчас бренд имеет хорошую репутацию на маркетплейсах.
Уход иностранных компаний открыл нишу для пошива спортивной одежды.Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
В неофициальных беседах участники швейного рынка, которые работали с заказами на пошив обмундирования, сообщают, что одной из проблем при изготовлении такой продукции стали небольшие ценники.
– Часто подобные заказы приходят от посредников, поэтому по деньгам не всегда покрывают даже расходы на работу и материалы. Но мы относимся к этому направлению как к мере социальной поддержки, – отметил собеседник издания.
Покупатели с осторожностью смотрят на российские бренды
Участники швейного рынка утверждают, что в 2022 году новые российские бренды создаются пачками. Это приводит к загрузке имеющихся в стране производств и создаёт новую нишу для бизнесменов, помогающих новичкам развивать свою марку одежды.
– На фоне ухода зарубежных игроков идея создать свой бренд одежды стала возникать у многих. Кто-то начал делать это самостоятельно, но, не имея навыков работы с исполнителями, набивал себе шишки. Мы увидели потребность новичков в обучении в этом направлении и создали для них целый образовательный курс «Как создать бренд одежды с нуля за один месяц». Мы рассказываем, как правильно работать со швейными фабриками, как защищать свой продукт и многое другое, – сообщила основатель екатеринбургской швейной фабрики BrendGroup Евгения Даныева.
Впрочем, сами новички поясняют, что часто проблемой становится не только разработка и пошив одежды, но и реализация готовой продукции.
«Маленьким производителям сложно бороться с фабричным Китаем. По цене, создавая качественную одежду, конкурировать мы не можем, и наша продукция выходит дороже».
Яна Мишура
основатель бренда детской одежды Mishura Kids
– Кроме того, существует и определённая предвзятость в отношении российских брендов. Мы это видим по своей нише – производству детской одежды. Покупатели пока не привыкли к российским брендам и берут их не так охотно, как бы нам хотелось. Но мы намерены не снижать планку в качестве и планомерно ждать, когда потребитель поймёт, что российское может быть качественным, – заключила основатель бренда детской одежды Mishura Kids Яна Мишура.