Новый закон о борьбе с действующими на территории России нежелательными организациями изменит ход выборов в Госдуму РФ. Он не запрещает активистам из несистемной оппозиции претендовать на мандаты, но грозит спонсорам их избирательных фондов уголовным преследованием. Без денег придётся вести кампании Евгению Ройзману, многим известным коммунистам, муниципальным и региональным депутатам.
Противостояние власти и иноагентов обострилось в марте 2021 года, когда на форуме «Муниципальная Россия» (организован «Открытой Россией», входящей в официальный реестр иноагентов и нежелательных организаций) было задержано около 200 человек. Среди направленных в отделения полиции оказались Андрей Пивоваров, Илья Яшин, Владимир Кара-Мурза, Евгений Ройзман, Юлия Галямина, Наталья Крылова и другие известные оппозиционеры. Все они были оштрафованы судами по статье 20.33 КоАП (осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, признанной в России нежелательной). Аналогичные наказания получили местные политики, участвовавшие в акциях Фонда борьбы с коррупцией и штабов Алексея Навального (признаны судом экстремистскими организациями).
Сторонники несистемной оппозиции заявляли в комментариях, что административное наказание не ущемит их права на участие в выборах. Время показало, насколько они ошибались.
Уже в апреле Госдума приняла поправки к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» № 67-ФЗ, вводящие понятия «кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом» и «кандидат, являющийся физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента». Определения этим понятиям были даны не вполне чёткие и допускающие двоякое толкование.
Всех подпадающих под них кандидатов обязали указывать причастность к иноагентам в подаваемых в избиркомы заявлениях, подписных листах и агитационных материалах.
А в июне были внесены изменения в статью 284-1 УК РФ, устанавливающие уголовное наказание для россиян, ранее получивших штраф за сотрудничество с нежелательной организацией и продолживших взаимодействие с ней. Помимо этого, появилась норма, грозящая спонсорам нежелательных организаций тюремным заключением на срок от одного до пяти лет.
Нововведения будут активно использоваться избиркомами, чтобы не допустить к участию в кампании аффилированных с иноагентами кандидатов либо лишить их спонсоров.
Как пояснил «Октагону» специализирующийся на избирательном законодательстве адвокат Иван Кадочников, некоторая размытость принятых Госдумой правовых формулировок позволит избирательным комиссиям принимать решение о присвоении кандидату статуса иноагента исходя из собственной интерпретации имеющихся у них документов.
«Избирательная комиссия руководствуется оценочными категориями и голосует коллегиально по всем вопросам. Так что штраф кандидату по статье 20.33 КоАП РФ может быть достаточным для комиссии для признания и иноагентом, и нежелательной организацией, и чёртом лысым».
Иван Кадочников
адвокат
– Само решение комиссии можно провести через суд, но в период выборов это не имеет практической ценности, так как это и бесполезно, и довольно долго, – заявил собеседник.
Если такое решение будет принято, причастность кандидата к нежелательной организации будет установлена и на его агитации появится пометка об иноагенте, то, по мнению эксперта, в отношении его спонсоров может быть применена статья 284-1 УК РФ. Тогда у кандидатов-иноагентов и их спонсоров останется только один путь – вести незаконную агитацию.
– В ответ на подобные законодательные ограничения отмороженные кандидаты обычно применяют весь спектр незаконных приёмов: распространяют незарегистрированные агитационные печатные материалы, чернуху, ведут незаконную агитацию в сети интернет и прочее. В данном случае избирательные комиссии бессильны, так как они могут только направлять материалы в полицию и Роскомнадзор. Полиция у нас и так занята «убийствами, грабежами и изнасилованиями», им просто некогда. Законодательный инструментарий для блокировки информации в сети интернет работает не всегда эффективно. В данной ситуации спасает только одно: вся эта движуха кандидатов нацелена не на их избираемость, а на формирование узнаваемости, то есть пшик, – уверен Кадочников.