Президент Владимир Путин во время последних кадровых перестановок в кабмине освободил от должности зампредседателя Правительства Юрия Борисова и назначил его главой «Роскосмоса» вместо Дмитрия Рогозина. Борисов около 10 лет курировал отечественный военно-промышленный комплекс (ВПК): сначала в должности замминистра обороны РФ (получил назначение 15 ноября 2012 года – через несколько дней после прихода в военное ведомство Сергея Шойгу), затем с 18 мая 2018-го – в статусе замглавы Правительства РФ. За эти годы российская оборонка пережила серьёзные изменения, именно её состояние сегодня во многом определяет ход специальной военной операции (СВО) на Украине, поэтому опыт покинувшего своё кресло управленца представляется крайне важным.
Минимум скандалов
Биография Юрия Борисова свидетельствует о его давней связи с высокотехнологичными отраслями ВПК. В 1978 году он окончил Пушкинское высшее командное училище радиоэлектроники противовоздушной обороны им. Е. Я. Савицкого. Без отрыва от службы в рядах вооружённых сил в 1985-м отучился на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ, где позднее защитил докторскую диссертацию.
После увольнения в запас в 1998-м был назначен гендиректором научно-технического центра «Модуль». Предприятие разрабатывало системы электронных бортовых устройств, комплексы распознавания изображений и интегральные схемы. Борисов занимался радиоэлектроникой и в период работы в Федеральном агентстве по промышленности, и занимая должность замглавы Минпромторга, на которой активно продвигал создание спутниковой системы ГЛОНАСС, и в статусе первого замглавы Военно-промышленной комиссии (был назначен в марте 2011-го).
На момент перехода Борисова в Минобороны ВПК постоянно сотрясали скандалы, связанные с неисполнением гособоронзаказа. Тогдашний президент Дмитрий Медведев в мае 2011-го на совещании по развитию отрасли заявил, что в иные времена некоторые высокопоставленные чиновники за такие провалы «занимались бы активным физическим трудом на свежем воздухе».
В период координации работы ВПК Борисов тоже был в числе фигурантов скандалов.
В ноябре 2015-го в президентской резиденции Бочаров Ручей на совещании с военными в объектив оператора телеканала «Звезда» попала папка с изображением засекреченной океанской многоцелевой системы «Статус-6». Папку держал в руках показанный со спины Борисов (на тот момент заместитель главы Минобороны). Инсайдеры разнесли по СМИ, что демонстрация системы, пусть даже в плохом качестве, вызвала сильное раздражение у Путина. К слову, некоторые аналитики предположили, что утечка была организована намеренно, с целью показать заокеанским партнёрам, что не стоит расслабляться и надеяться отсидеться за «большой лужей» в случае глобального конфликта.
Опора на собственные ресурсы
Работая в должности замминистра обороны, Борисов занимался выстраиванием прочных связей между заказчиками и исполнителями в сфере ВПК. Он показал себя как руководитель, способный организовать военное производство на непрофильных предприятиях. В то же время он предпочитал лишний раз не светиться в СМИ.
По словам директора Института нового общества экономиста Василия Колташова, российской оборонке, как ни странно, удалось сохранить немало высокотехнологичных производств.
«Очень важно, что предприятия ВПК в своё время, в 1990–2000-х годах, не были тотально акционированы. Хотя акционирование даёт определённые возможности в плане привлечения заёмных средств, но вовсе не является универсальной моделью для эффективной работы предприятия, что и показало положение на многих объектах ВПК».
Василий Колташов
директор Института нового общества, экономист
По словам Колташова, в отечественном ВПК зачастую демонстрировалось, как правильно нужно рассчитывать имеющиеся ресурсы.
Когда в 2018-м Борисова назначили вице-премьером, некоторые наблюдатели заявляли, что это стало «одним из лучших кадровых назначений» периода правления Владимира Путина. На этой должности Борисов большое внимание уделял развитию авиапрома: для самолёта МС-21 были разработаны оригинальное «чёрное» крыло и двигатель ПД-14, а «Суперджет» получил российские компоненты.
При вице-премьере Борисове боевые возможности ВС России выросли за счёт ракетного комплекса «Авангард», стратегического атомного подводного крейсера «Борей-А», самолётов МиГ-35С и других вооружений. А вот продвинуть обеспечение армии беспилотниками он не сумел, что признавал и сам.
«Думаю, что мы с опозданием занялись серьёзным внедрением беспилотных средств. Это объективно. Хотя сирийский конфликт подтолкнул нас к этому», – сказал журналистам Борисов.
Юрий Борисов уделял большое внимание развитию авиапрома.Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС
Недостаток беспилотных аппаратов также выявила СВО на Украине, отметил эксперт Центра военно-политических исследований Московского института международных отношений Михаил Александров.
– Впрочем, трудно судить, насколько здесь справедливо предъявлять претензии персонально Борисову. Оборонный заказ формируется в значительной степени Минобороны. Видимо, для наших военных БПЛА не были в числе приоритетных вооружений. К тому же состояние и возможности ВПК в значительной степени зависят от общего положения дел в промышленности, переживающей, как известно, непростые времена, – рассказал «Октагону» Александров.
По мнению собеседника издания, Борисов также не смог обеспечить динамичное развитие довольно близкой ему микроэлектроники, где слишком большой упор делался на импортные компоненты.
По возрасту и здоровью
Как считает директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников, перемещение Борисова в кресло главы «Роскосмоса» нельзя назвать понижением.
– В промышленной сфере, в том числе в ВПК, нам следует достичь заметных результатов уже через несколько месяцев, иначе у страны будут серьёзные проблемы. Поэтому на этот фронт и перебросили Мантурова, – рассказал политолог «Октагону».
По его словам, для Борисова был найден более спокойный функционал, соответствующий состоянию здоровья и возрасту.
«Каких-то больших прорывов в ближайшей перспективе от “Роскосмоса” никто не ждёт. Там, как правило, идёт реализация более долгосрочных проектов, которыми новый руководитель и будет заниматься. Если, скажем, не произойдёт анонсированного полёта на Луну, будет неприятно, но не критично, особенно с учётом текущей ситуации».
Дмитрий Солонников
директор Института современного государственного развития, политолог
Как заметил собеседник издания, от сферы ВПК Борисов полностью не отошёл, поскольку космическая отрасль достаточно тесно связана с оборонкой. Солонников напомнил, что «Роскосмос» регулярно осуществляет запуски аппаратов в интересах Минобороны, а Военно-космические силы РФ являются одним из ведущих родов войск.
По мнению Михаила Александрова, Борисова могли просто «назначить» ответственным за недостатки в сфере ВПК:
– Нужно было такого рода решение, и оно последовало. Я, правда, сомневаюсь, что Мантуров сможет навести порядок в отрасли, но, возможно, его назначение стало своеобразным промежуточным решением. Так что здесь нельзя исключать новых назначений.
Василий Колташов уверен, что опыт функционирования ВПК за период курирования Юрием Борисовым заслуживает применения в других направлениях экономики.
– Он ясно показал, что наша промышленность может опираться большей частью на собственные ресурсы даже при их известной ограниченности. Всё-таки военная промышленность выпускает высокотехнологичную продукцию, вполне конкурентную на мировом рынке. И здесь нет бездумного использования рыночных догм, что мы наблюдали в других областях экономики. Этот урок следует учесть, – заключил эксперт.