Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) готовится к самостоятельной политической игре. Президент РФ назвал рабочий класс ведущей политической силой. Лидер ФНПР Михаил Шмаков всё резче критикует Минфин и призывает к пересмотру пенсионной системы. Профсоюзные активисты ждут возрождения собственной партии. Но текущие выборы они уже проиграли – в следующем созыве Госдумы потеряют половину мандатов.
Опубликованное на днях в СМИ интервью Михаила Шмакова стало во многом неожиданным для российских политиков. Он несколько лет воздерживался от чрезмерно резких высказываний в адрес Правительства. Но на этот раз обрушился с критикой на идею Минфина о слиянии Пенсионного фонда с фондами медицинского и социального страхования, обвинив министерство в желании «бесконтрольно забирать средства».
Лидер российских профсоюзов также безапелляционно выступил за обязательную вакцинацию от коронавирусной инфекции всех граждан и предупредил, что дальнейший отказ от индексации размера пенсий для работающих пенсионеров чреват социальными последствиями: «Ситуация уже разогрелась».
В последний раз Михаил Шмаков столь остро выступал на злобу дня в 2018 году, став одним из немногих политиков, не только раскритиковавших пенсионную реформу, но и организовавших митинги против её проведения. Сегодня для ФНПР настал не менее принципиальный момент, когда от действий её руководителя зависит дальнейшая судьба Федерации профсоюзов.
От оппозиции – к поддержке власти
Профсоюзы всегда играли особую роль в структуре советской, а затем и российской власти. Во времена СССР они были объединены во Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов. Перед первичными структурами ВЦСПС не стояла задача защищать права трудящихся. Они по факту были подразделениями администраций предприятий, занимающихся решением социально-бытовых вопросов и распределением льгот среди работников.
Правопреемником ВЦСПС после распада Советского союза стала ФНПР, которую с 1993 года по сегодняшний день возглавляет Михаил Шмаков. В конце прошлого века федерация развернула активную протестную деятельность. Постепенно к экономическим добавлялись политические требования. В том числе в 1994 году профлидеры вывели на улицы по всей стране порядка 10 миллионов человек. В числе требований были досрочные выборы президента и отставка Правительства.
Михаил Шмаков возглавляет ФНПР с 1993 года.Фото: Николай Малышев/ТАСС
В 2000 году ФНПР кардинально пересмотрела своё отношение к власти. Начиная с этого времени Федерация независимых профсоюзов начала активно сотрудничать с «Единой Россией». Одним из результатов их взаимодействия стало принятие Госдумой в 2001 году нового согласованного ФНПР с Правительством России Трудового кодекса. Активизировалась работа по подписанию трёхсторонних соглашений с участием федерации, работодателей и исполнительных органов власти о размере и порядке выплаты зарплаты на крупных предприятиях. Профсоюзные активисты стали участниками акций «Единой России» и всех митингов в поддержку власти.
Создание собственной партии
В 2011 году расширилось политическое взаимодействие ФНПР с «Единой Россией». Представители профсоюзов вошли в списки правящей партии на выборах в Госдуму как самостоятельно, так и по квоте ОНФ. Но уже через год у них появилась собственная партия. Как пояснил «Октагону» бывший лидер созданного в 2012 году «Союза труда», заместитель председателя ФНПР Александр Шершуков, на тот момент наметился тренд на снижение рейтинга «Единой России». Новая лейбористская площадка была призвана нивелировать этот риск и предоставить профактивистам возможность идти на выборы под собственными лозунгами и продвигать собственные инициативы.
Однако предписанную ему роль «Союз труда» так и не сыграл.
– В 2014 году тренд на ослабление влияния «Единой России» был прерван. Произошедшие тогда события (Присоединение Крыма к России и последующий всплеск патриотических настроений в обществе. – τ.) привели к росту рейтинга правящей партии, – пояснил «Октагону» Александр Шершуков.
Председатель партии «Союз труда» Александр Шершуков (второй справа) на встрече с председателем Центральной избирательной комиссии РФ Эллой Памфиловой.Фото: Михаил Воскресенский/РИА Новости
В результате на следующих федеральных выборах в 2016 году в Госдуму от «Единой России» было избрано 10 профсоюзных лидеров ФНПР (Андрей Исаев, Виктор Пинский, Михаил Тарасенко, Светлана Бессараб, Андрей Ветлужских, Александр Сидякин, Алексей Балыбердин, Валентина Кабанова, Татьяна Сапрыкина, Елена Митина) и Сергей Вострецов – от объединения профсоюзов СОЦПРОФ. Спустя два года профсоюзный пул покинул Александр Сидякин, который был назначен руководителем администрации главы Башкортостана.
Профсоюзные депутаты договорились с федеральными и региональными властями о продвижении интересов своих территорий и государства в целом. Взаимодействие укреплялось внутренними документами ФНПР и решениями Правительства РФ. В сложившейся для сторон благоприятной ситуации «Союз труда» оказался не востребован. В связи с тем, что профсоюзная партия не выполнила установленный законом норматив по участию в предвыборных кампаниях, она была ликвидирована Минюстом в 2019 году.
Профсоюзные протесты
Однако к этому времени между профсоюзами и Правительством наметились противоречия. Поводом для них стала инициированная Правительством РФ и «Единой Россией» в 2018 году пенсионная реформа, предусматривающая поэтапное повышение пенсионного возраста. Михаил Шмаков стал одним из немногих деятелей, максимально жёстко выступивших против нововведений.
«Мы против законопроекта в той редакции, в какой он сейчас сформулирован Правительством. В нём нет ничего, кроме простого предложения: давайте поднимем возраст. Всё остальное – это какие-то рассказы на пальцах о том, что будет с экономикой, с повышением пенсий, с рабочими местами. Вместо рассказов должен быть пакет законопроектов, чтобы решать проблему в комплексе».
Михаил Шмаков
лидер ФНПР
Он высказал мнение, что при комплексном подходе к решению проблемы «пенсионный возраст не придётся повышать».
Михаил Шмаков предупредил, что представители ФНПР могут организовать на местах «митинги, шествия, пикеты и другие коллективные действия против повышения пенсионного возраста». Состоявшиеся после этого акции протеста в ряде регионов поддержали активисты КПРФ и других оппозиционных сил.
Профсоюзная опала
По данным источников «Октагона», протестная активность федерации стала поводом для конфликта её руководителей с отдельными представителями внутриполитического блока Кремля. Взаимоотношения не нормализовались после того, как главным докладчиком по вопросу о проведении реформы был назначен профсоюзный депутат Андрей Исаев, а ко второму чтению после выступления президента и Шмаков перестал призывать единомышленников к протестным действиям.
В результате было принято решение об уменьшении числа профактивистов в следующем созыве Госдумы. На гарантированное переизбрание от «Единой России» осенью 2021 года могут рассчитывать только Андрей Исаев, Виктор Пинский, Михаил Тарасенко и Светлана Бессараб. Остальные профсоюзные лидеры столкнулись с неожиданными трудностями ещё на стадии согласования и в итоге не смогли занять проходные места в списках.
Андрей Исаев (на фото справа) и Виктор Пинский (на фото слева) могут рассчитывать на переизбрание от «Единой России» осенью 2021 года.Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Один из примеров – принятое на съезде «Единой России» решение поставить на шестое непроходное место в территориальной группе Андрея Ветлужских – одного из наиболее авторитетных в России региональных профлидеров, председателя Федерации профсоюзов Свердловской области, объединяющей около 600 тысяч членов, активно участвовавших в праймериз ЕР. Вместо него в Госдуму гарантированно проходит глава исполкома областного ОНФ Жанна Рябцева. Не получила политическую поддержку на новый созыв и популярная среди работников предприятий и организаций Подмосковья действующий депутат Госдумы, председатель объединения профсоюзов Московской области Валентина Кабанова. Остался за бортом и достаточно известный депутат Госдумы Сергей Вострецов, руководитель Российского профобъединения Соцпроф, альтернативного ФНПР.
Представители профдвижения считают, что такое положение дел противоречит федеральному тренду. Они напоминают, что на днях президент РФ Владимир Путин публично заявил, что рабочий класс – «ведущая политическая сила». Однако вместо отрабатывающих рабочую повестку профсоюзных лидеров мандаты в следующем созыве Госдумы получат другие общественники, в том числе победители конкурса «Лидеры России» и волонтёры.
Возрождение «Союза труда»
В результате у многих профсоюзных активистов сложилось мнение о необходимости возрождения рабочей профсоюзной партии.
– Сегодня, когда в России падают реальные доходы населения, когда уменьшается доля социально-ответственного бизнеса и помнящих традиции СССР «красных» директоров, растёт активное противодействие деятельности профорганизаций со стороны работодателей, у работников особенно остро возникает необходимость решения возникающих у них вопросов. При этом традиционных, легитимных механизмов разрешения трудовых споров становится меньше. Численность профорганизаций на многих предприятиях упала ниже 50 процентов от коллектива, что по Трудовому кодексу приводит к тому, что работодатель может игнорировать её мнение по многим вопросам, не заключать колдоговор, не согласовывать правила внутреннего распорядка. Численность государственных инспекций труда тоже сокращена, они завалены жалобами и не успевают делать качественные проверки. Перестаёт эффективно работать и депутатский механизм разрешения назревших изменений и споров, – заявил «Октагону» депутат Госдумы, руководитель Федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских.
Собеседник подчёркивает, что таким образом уменьшаются возможности для решения конфликтных ситуаций в трудовых коллективах переговорным путём.
«Если у сотрудников предприятий будет недостаточно регулируемых государством методов отстаивания прав, то, возможно, мы столкнёмся с ростом числа внезапных нерегулируемых трудовых конфликтов с внезапно возникшими неформальными рабочими лидерами. Катализатором для них могут стать реорганизации предприятий, сокращения персонала, задержки зарплаты и ошибочные нормы в законопроектах».
Андрей Ветлужских
руководитель Федерации профсоюзов Свердловской области
В этой ситуации профлидер не исключает появления от профорганизаций России повторной инициативы по созданию рабочей партии и её формирования с учётом семилетнего опыта работы «Союза труда» на более совершенной организационной и технологической основе.
– Знаю достаточное количество профактивистов, готовых поддержать эту идею на фоне повышения востребованности в трудовых коллективах деятельности профсоюзных депутатов и по итогам снижения в последнее время количества профактивистов, проходящих по спискам ЕР в Госдуму, заксобрания регионов и Думы муниципалитетов, – говорит Ветлужских.
Другой представитель профдвижения не исключил, что, лишившись возможности выражать свои интересы конструктивными законными способами, рабочие, как в 90-е годы, начнут отстаивать свои права, устраивая спонтанные голодовки и перекрытия трасс.
Если не дать рабочим выражать свои интересы законными способами, то могут повториться ситуации с забастовками.Фото: Владимир Саяпин/ТАСС
– Мы видим снижение доходов населения, обесценивание накоплений из-за высокой инфляции, тревожность населения из-за внешнеполитической агрессивности западных стран к России. Работающим гражданам необходимы политики и политические силы, отражающие их настроения и позицию, – пояснил спикер на условиях анонимности.
Но часть профлидеров относится к такой идее со скепсисом.
– Опыт 2012–2019 годов показал преждевременность создания профсоюзной партии. Партийным строительством должны заниматься специальные люди, профессионально разбирающиеся в партстроительстве и способные организовать соответствующую работу на местах. На мой взгляд, создание отдельного лейбористского проекта необходимо, когда ФНПР примет решение о финансировании и формировании штата необходимых специалистов, – дополнил слова коллеги бывший лидер «Союза труда», секретарь ФНПР Александр Шершуков.
По его мнению, ставки в случае принятия ошибочного политического решения будут чрезмерно высоки: ухудшение отношений с сегодняшними партнёрами и прямая конкуренция с «Единой Россией». Последнее не входит в интересы Федерации профсоюзов.