О претензиях Дональда Трампа на Гренландию известно с его первого срока. В 2020-м бывший сотрудник министерства внутренней безопасности США Майлз Тейлор сообщил, что президент интересовался возможностью продать или обменять на Гренландию Пуэрто-Рико. Конечно, Трампа, бизнесмена по натуре, не могут не интересовать природные богатства острова: местные запасы редкоземельных металлов оцениваются в 38,5 млн тонн. Есть уран, цинк, свинец, золото, графит, никель, железная руда, нефть и газ. Но главное – остров является идеальным плацдармом с точки зрения военной стратегии.
Сначала Гренландия, потом – ледоколы
В географическом плане претензии Трампа вовсе не выглядят абсурдными – к территории США остров расположен ближе, чем к Дании. Гренландия считается воротами в Арктику, напоминает главный военный политолог – доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов Российского экономического университета имени Плеханова Александр Перенджиев. Однако средств для освоения Севера у американцев пока не хватает.
Ещё в 2018 году США приняли программу строительства новых ледоколов, но продвигается она не так быстро, как хотелось бы Пентагону. В это время Россия располагает мощным ледокольным флотом, активно строит ледоколы и Китай. Обеспокоенные таким отставанием американцы в 2020 году приняли Морскую стратегию, в которой подчёркнуто особое значение арктического региона, а для его освоения необходимы новые корабли и налаживание более тесного взаимодействия с союзниками.
– Пока у США нет ледокольного флота, они намерены максимально затруднить использование Россией арктических богатств и Северного морского пути. Это их привычная тактика: если они не могут что-то – надо затруднить к этому доступ конкурентам. Но для создания этих препятствий американцам необходим устойчивый плацдарм – Гренландия, – считает Перенджиев.
История неудавшихся сделок
Трамп вовсе не является президентом-первопроходцем в попытках заполучить Гренландию – американцы предлагали датчанам продать её в 1867, 1910 и 1946 году. Согласно рассекреченным в 1991-м документам Национального архива США, в 1946 году администрация президента Гарри Трумэна в условиях секретности (уже начиналась холодная война. – Прим. τ) предлагала Копенгагену за остров 100 млн долларов и права на одно из нефтяных месторождений Аляски. Госсекретарь Джеймс Бирнс телеграфировал в Вашингтон:
«Наше предложение похоже, это стало шоком для Расмуссена (министра иностранных дел Дании. – Прим. Τ), но он не отверг мои предложения категорически, сказав, что изучит меморандум, который я ему дал».
В конце концов Дания предложение отклонила, но уже в 1951 году был подписан договор об обороне острова, предусматривавший присутствие там американских военных.
Гренландия является прежде всего военным плацдармом, в каком-то плане подобным Крыму, считает историк, политолог, член Изборского клуба Александр Дмитриевский:
– Крым ведь тоже в экономическом плане для всех, кто им когда-либо владел, был этаким «чемоданом без ручки»: на полуострове нет ресурсов, которые могли бы сделать его экономически рентабельным. Зато в военном плане – это плацдарм, позволяющий контролировать акваторию Чёрного моря. Местоположение Гренландии позволяет контролировать Арктику и путь между Северной Америкой и Европой.
В 1960-е годы Пентагон исследовал возможности гренландской научно-исследовательской базы Кэмп-Сенчури на предмет создания площадки для размещения стратегических ракет, нацеленных на СССР. Её планировалось включить в проект «Ледяной червь», в рамках которого американцы собирались прорыть в Гренландии систему туннелей протяжённостью около 4 тыс. километров и разместить там около 600 межконтинентальных баллистических ракет. В 1966 году проект был закрыт, поскольку выяснилось, что человеческая деятельность вызывает таяние льда и грозит обрушением туннелей.
Общество Туле
Сегодня в Гренландии находится американская авиабаза, до 6 апреля 2023 года носившая название «Туле» (весьма символично, не правда ли?), переименованная в «Питуффик». Соглашение о создании объекта было подписано в 1941 году. Однако около десяти лет статус базы находился в подвешенном состоянии: ратификация соглашения состоялась только в 1951-м.
На базе может размещаться до 10 тыс. человек. Там расположены станция контроля системы управления спутниками, 12-я космическая эскадрилья оповещения, 821 группа обеспечения подразделений, находящихся на авиабазе, и глубоководный порт, считающийся самым северным в мире.
Космическая база США «Питуффик» на севере Гренландии.Фото: THOMAS TRAASDAHL/EPA/TASS
Возможность просто размещать на острове военные базы не совсем устраивает Вашингтон, говорит Дмитриевский:
– Полный контроль над территорией и возможность её использования для каких-то объектов – разные вещи. Скажем, до 2014 года российско-украинские отношения тоже были удовлетворительными, хотя и неидеальными. Так и здесь: захочет ли сателлит Вашингтона жертвовать собой в случае серьёзного противостояния с Россией? Или может заключать сепаратный мир, чтобы не разделить судьбу Украины?
В годы холодной войны общественность Дании неоднократно поднимала вопрос о целесообразности пребывания американских баз. Волна возмущений поднялась после 21 января 1968 года, когда в 12 километрах к западу от базы потерпел крушение стратегический бомбардировщик В-52 с термоядерными бомбами на борту. Это вызвало большой политический скандал – ведь Дания ещё в 1957-м объявила свою территорию безъядерной зоной. Радиоактивному заражению подверглась довольно большая территория. А некоторые СМИ утверждали, что в результате одна из бомб была просто потеряна. Её поиски велись несколько лет, но результатов не принесли.
Пути для самолётов и ракет
Если провести на карте кратчайшую линию между Москвой и Вашингтоном, она будет проходить именно через Гренландию, отмечает Дмитриевский:
– Над этим островом летят все самолёты трансатлантических линий. В случае противостояния двух крупнейших ядерных держав здесь будут проходить трассы межконтинентальных баллистических ракет.
Кроме того, остров необходим США для активизации работ в рамках секретного проекта HAARP, центр которого в настоящее время находится на Аляске, считает Александр Перенджиев:
«По мнению многих наблюдателей, HAARP имеет целью создание тектонического и климатического оружия. Несмотря на заявления американских официальных лиц о закрытии проекта, есть данные, что он продолжается».
Владение Гренландией также укладывается в общую антикитайскую стратегию Вашингтона, утверждает эксперт:
– Как известно, в настоящее Северный морской путь используется в интересах не только Москвы, но и Пекина. Уже была информация, что Трамп может предложить России некие преференции в обмен на отказ от тесного сотрудничества с Китаем. И его гренландская заявка также имеет целью отсечь Поднебесную как от арктических богатств, так и транспортных возможностей севера.