Тему объединения Хабаровского края и Еврейской автономной области (ЕАО) продолжают обсуждать на Дальнем Востоке. На этот раз причиной стали слова зампреда Правительства об укрупнении регионов. Однако на Дальнем Востоке идею Марата Хуснуллина восприняли прохладно: тезис о самостоятельности субъектов был частью предвыборной программы губернатора ЕАО, к тому же обещанные вице-премьером экономические выгоды от укрупнения не так очевидны.
В Биробиджане и на Дальнем Востоке заметили предложение зампреда упразднить Еврейскую автономию в России и отреагировали на него болезненно. В федеральных телеграм-каналах и медиа появились предположения, что Кремль снова хочет вернуться к теме укрупнения регионов и развитию межрегиональной кооперации.
– В принципе, эта мысль есть. Идея укрупнения в воздухе витает, при этом к ней есть разные подходы. Федеральный центр уже обжёгся на её использовании перед выборами. Возможно, к ней снова вернутся после парламентских выборов. Но опять же это потребует серьёзных тактических усилий и проработки политической и экономической составляющей, – говорит политолог Дмитрий Абзалов.
Проблема в том, что зачастую соседние регионы не могут эффективно реализовывать крупные федеральные инфраструктурные проекты, которые идут сразу через несколько субъектов, считает эксперт. На согласование таких проектов уходят многие месяцы, а иногда и годы.
– У одного региона есть доходы, и он может себе позволить какую-то реновацию, социалку, а у другого – нет. Один может исполнить госпрограмму, а другой не может. Укрупнение – это один из способов проще управлять, проще согласовывать и реализовывать крупные проекты, – говорит политолог.
«Но тут есть два сценария: по одному богатый субъект вытягивает бедный, по другому слабый регион делает слабым сильный. Граждане не хотят жертвовать своим благосостоянием, чтобы поддерживать слабый субъект».
Дмитрий Абзалов
политолог
Любопытно, что экономические выгоды от объединения двух субъектов далеко не так очевидны, как говорил Хуснуллин. Бюджет Хабаровского края в 2021 году дефицитный (минус почти 7,5 млрд рублей), а вот в ЕАО – профицитный (плюс 309 млн), но исключительно за счёт дотаций. При этом госдолг у ЕАО меньше в 10 раз – 5,5 млрд против почти 55 млрд рублей.
– Классика подхода к решению проблемы заключается в поиске причин и воздействии на них. Задаём простой и банальный вопрос: уровень жизни в ЕАО невысокий разве потому, что область не присоединена к Хабаровскому краю? Ответ очевиден – нет. Так и давайте искать здравые, а не имитационные варианты регионального развития. Хотя надо отдать должное этому провокационному заявлению. О ЕАО стали в последние дни очень много говорить, интерес к территории поднялся, дискуссия развернулась нешуточная. Хотелось бы, чтобы эта дискуссия была во благо дальневосточников, – комментирует яркое высказывание Марата Хуснуллина кандидат социологических наук, начальник отдела организации научных исследований и аспирантуры Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС Юрий Березутский.
Хабаровский край в перспективе может выиграть от слияния больше, чем ЕАО, считает доктор экономических наук, профессор, член экспертно-консультативного совета при губернаторе Хабаровского края Вадим Заусаев.
Строительство моста между Китаем и Россией. В 2019 году состоялось его открытие. По мнению экспертов, этот объект усилит автономию ЕАО.Фото: сайт группы компаний «СК Мост»
– Но с точки зрения экономики ЕАО сейчас никак не связана с Хабаровским краем. Раньше был трансформаторный завод, швейный завод – было кооперирование между регионами. В настоящее время область полностью автономна. Она начала подниматься: есть Кимкано-Сутарское месторождение (ГОК), заработает переход – железнодорожный мост между Китаем и Россией, усилится логистика. ЕАО жить в автономном режиме окажется даже выгоднее. Я думаю, что через пять лет область может обойти Хабаровский край. Даже если полностью самодостаточными не станут, то убыточность точно уменьшится, – рассуждает Вадим Заусаев.
При этом, как ни удивительно, формальные экономические показатели выглядят вполне пристойно. ЕАО гасит свою долговую нагрузку с опережением графика в отличие от Хабаровского края, где на закредитованность жалуется сам губернатор. В апреле работы по стыковке железнодорожной ветки с трансграничным мостом через Амур практически вышли на завершающий этап, начался запуск в эксплуатацию новых ФАП.
Однако принято говорить, что профицит бюджета Еврейской автономной области виртуален. Реальный дефицит прячется в долговой нагрузке бюджетных учреждений, школ, больниц и детских садов, счета которых часто арестовывают за отсутствие оплаты услуг ЖКХ. ЕАО при этом периодически оказывается на самых низких строчках в рейтингах продолжительности жизни.
По данным за 2019 год, каждый житель автономии в среднем был должен 200 тыс. рублей кредитным организациями или предприятиям по выдаче микрокредитов.
По информации РИА Рейтинг за 2020 год, ЕАО находится на 15-м месте по соотношению среднедушевого долга по кредиту и годовой зарплаты. Также Еврейская АО оказалась на последнем, 85-м месте в рейтинге социально-экономического положения регионов России в 2020 году. По сведениям «Деловой России», в ЕАО самый низкий в стране уровень прибыли у предпринимателей.
Вадим Заусаев напоминает о политических аргументах объединения двух регионов, а также о том, что это выгодно с точки зрения логистики и инфраструктурных проектов.
– ЕАО и входила в состав Хабаровского края до 1993 года. Думаю, что больших минусов объединения не будет. Если останется ЕАО как область, то это останется аппарат управления, а если войдёт в качестве муниципального образования, то, скорее всего, это будет сразу несколько таких муниципальных образований. Думаю, что объединение – процесс правильный. Дело в том, что мы близко находимся, сотрудничаем, – говорит он.
Однако объединить ЕАО с Хабаровским краем предлагали многие, но на такой шаг до сих пор никто не пошёл. Как минимум Хабаровскому краю надо разобраться с тем, кого поставить руководить регионом (выборы состоятся в сентябре этого года), а потом уже рассуждать об укрупнении. Кстати, сам Хуснуллин ещё год назад выступал против идеи объединения субъектов, называя её провокационной. Теперь мнение вице-премьера кардинально изменилось. Стоит задуматься: а почему?
Хабаровск