Театр уличной политики становится более прибыльным для государства – «кассовые сборы» в 2021 году выросли в несколько раз по отношению к предыдущим годам. Сумма штрафов, собранных только после трёх несанкционированных митингов – 23, 31 января и 2 февраля, – составляет порядка 165 млн рублей, что втрое больше предыдущего максимума.
Свою оценку этого факта «Октагону» озвучил сооснователь профильной правозащитной организации «ОВД-Инфо» Григорий Охотин.
– Минимум 11 тысяч задержанных помножить в среднем на 15 тыс. рублей. Кто-то получит 20 тыс., кто-то – 10 тыс., кто-то – аресты, кто-то – 300 тыс. рублей штрафа по 8 части [статьи 20.2 КоАП РФ]. Но оценить можно так, – сказал он. В правозащитном проекте Охотин специализируется на исследованиях.
На прошедшие в этом году акции россияне вышли по случаю ареста оппозиционера Алексея Навального.
По данным «Левада-центра», о протестах слышали 80 процентов россиян (22 процента респондентов эти акции одобряют, 39 процентов относятся отрицательно).
Причём, как зафиксировали социологи, недовольство большинства связано не столько с гонениями на оппозиционера, сколько с плохим положением дел в стране. 43 процента ожидают новых протестов – это максимум с 1998 года.
Такая социологическая статистика «конвертируется» в максимальные штрафные сборы с прошедших акций. Протестующих наказывают рублём по статье 20.2 КоАП («Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»).
©octagon.media, 2021
Размеры штрафов увеличились в 2010-е годы благодаря законопроектам бывшего депутата-единоросса Александра Сидякина (с 2018 года он занимает пост руководителя администрации главы Башкирии). После митингов на Болотной площади к лету 2012 года денежные взыскания для участников протестных акций выросли с 500–1000 рублей до 10–20 тыс. рублей, а в 2014 году введены повышенные штрафы за рецидивы в размере 150–300 тыс. рублей.
©octagon.media, 2021
Многие массовые акции 2010-х связаны с именем Навального: митинг после его ареста в 2013 году перед выборами мэра Москвы, антикоррупционные шествия 2017 и 2018 годов, протесты 2019 года из-за недопуска кандидатов на выборы в Мосгордуму. Сумма собранных «благодаря Навальному» штрафов с митингующих превышает имеющиеся у судебных приставов финансовые претензии к нему и Фонду борьбы с коррупцией (ФБК, организация входит в список НКО, выполняющих функцию иностранного агента).
Данные за 2020 год ещё недоступны, но в коронавирусный год масштабных уличных политических акций в России не было, за исключением Хабаровска, где на протестующих наложили несколько сотен штрафов на общую сумму 7–10 млн рублей; во время башкирских митингов против разработки горы Куштау арестовывали и штрафовали намного меньше.
Сумма госдохода от протестных акций за два месяца 2021 года – 165 млн рублей – относительно небольшая. Она сравнима с расходами на воронежские тротуары или на камеры наружного наблюдения в Брянске. Похожие суммы выделяли разные регионы весной этого года для закупок лекарств и оборудования против COVID-19.
Последние два года сборы от штрафов обходят местные бюджеты и идут в федеральную казну – изменения произошли в ходе реформы 2019 года.
– Теперь поступления по статье 20.2 КоАП идут исключительно в федеральный бюджет, исходя из того, что все районные суды и МВД – то есть те, кто налагает штраф, – финансируются из федерального бюджета. До 2019 года эти доходы зачислялись на 50 процентов в федеральный и на 50 процентов в региональные бюджеты, – отметил директор консалтинговой группы «ЦЭФК» Олег Александров (компания специализируется, в частности, на госфинансах).