Новости
11 августа 2020, 18:17 Михаил Косолапов

Минск готовится к третьей ночи противостояния

На улицах Минска уже сейчас много сотрудников милиции.На улицах Минска уже сейчас много сотрудников милиции.Фото: Sergei Grits/AP/TASS

Минск готовится к третьей ночи противостояния. В центр стягиваются отряды силовиков, в это время в интернете и на улицах распространяют листовки с призывом к офицерам и солдатам перейти на сторону протестующих.

Как сообщил «Октагону» один из жителей Минска, на улицах уже сейчас много милиции, отряды специального назначения сконцентрированы в пределах второго кольца.

– Автозаки и спецтехника готовятся как прошлой ночью блокировать мосты. С улиц убирают скамейки и урны – всё, что может быть использовано для постройки баррикад. Но главное неудобство и для протестующих, и для властей – городская архитектура послевоенного Минска. И тем, и другим трудно перегораживать широкие проспекты, городские набережные и парки, – рассказал он.

Сотовая связь в городе работает, интернет «упал» начиная с обеда воскресенья, 9 августа. Однако сегодня «Белтелеком» официально предупредил все предприятия об отключении связи в 18 часов. Отключены мессенджеры и социальные сети. Вместо них появилось множество листовок и импровизированных «информационных стендов», активисты расклеивают плакаты.

– Телеграм доступен с перебоями через почему-то иранские прокси-сервера. Основатель самого популярного телеграм-канала «Беларусь головного мозга» Игорь Лосик арестован, но канал продолжает обновляться силами редакции.

По словам собеседника издания, со вторника в Минске и других белорусских городах бастуют предприятия. Рабочие Минского маргаринового завода, тракторного завода, сахарного завода в Жабинке объявили забастовку и требуют отставки президента Лукашенко. На электротехническом заводе администрация пригрозила не выдавать зарплату (сегодня день получки), но была изгнана возмущёнными манифестантами вместе с инкассаторами. Митингующих рабочих Белорусского металлургического завода разогнал ОМОН, многих задержали за оказание сопротивления. Профсоюзы выступают «за честные выборы и за пересчёт голосов». Закрываются магазины и торговые центры.

– К бастующим присоединяются врачи и работники скорой помощи, которых, по слухам, обязали выезжать только по вызовам к милиции и военным частям, стянутым в столицу, – отметил очевидец.

Ночь стихийных протестов с воскресенья на понедельник была сравнительно мирной. Неорганизованные и невооружённые люди почти не оказывали сопротивления властям, не строили баррикад и не проявляли агрессию. Толпа скандировала «уходи», люди поднимали над головой фонарики смартфонов, демонстрируя многочисленность шествия. Политические требования не выдвигались, кроме одного: президент Лукашенко должен уйти. Не было националистических лозунгов или призывов к насилию. Быстрая и грубая реакция белорусских властей, не всегда адекватные действия милиции и ОМОН, массовые задержания вызвали возмущение жителей Минска.

Вторая ночь протестов была агрессивнее и кровавее первой. Митингующие дрались с милицией, стрельба и взрывы гранат затихли только к 3-4 часам утра. В центре города на Пушкинской повалили троллейбус и построили баррикаду. В побоище вокруг неё погиб один из горожан. Мирный протест постепенно трансформируется в уличные беспорядки. Активисты нападают на сотрудников силовых ведомств, народ оказывает активное, но всё ещё слабо организованное сопротивление.

– Горожане поддерживают демонстрантов с балконов, открывают двери подъездов, помогая беглецам укрыться от преследования. Зафиксированы несколько случаев, когда частные автомобили блокировали проезд спецтехники или таранили её. Власти обсуждают идею конфисковывать личные автомобили, которые используются протестующими. Милиция применяет дубинки, резиновые пули, слезоточивый газ и специальную технику для разгона стихийных демонстраций.

Требование пересчёта голосов и отставки президента поддержали в других белорусских городах. В Бресте прошлой ночью погибли три человека. В Пинске демонстранты загнали в реку бойцов ОМОН.

– Подобные сообщения в телеграм-каналах сочувственно обсуждаются на улицах. Авторитет власти «ниже плинтуса». Версии событий, которые озвучивает президент Лукашенко, не встречают понимания, в лучшем случае вызывают насмешку, в худшем – негодование, – рассказал собеседник «Октагона».