Новости
29 марта 2021, 08:07 Варвара Колобова

Эр-Рияд потратил не менее 1,5 млрд долларов на улучшение имиджа при помощи спорта

Грандиозные инвестиции Эр-Рияда в спортивные мероприятия связаны с так называемой «спортивной промывкой», то есть попыткой таким образом нивелировать обвинения в нарушениях прав человека.Грандиозные инвестиции Эр-Рияда в спортивные мероприятия связаны с так называемой «спортивной промывкой», то есть попыткой таким образом нивелировать обвинения в нарушениях прав человека.Фото: Amr Nabil/AP/TASS

Саудовская Аравия израсходовала минимум 1,5 млрд долларов на международные спортивные мероприятия, чтобы укрепить свою репутацию, сообщает The Guardian со ссылкой на доклад правозащитной организации Grant Liberty.

Из документа следует, что Эр-Рияд инвестировал миллионы в спорт – от шахматных чемпионатов до гольфа и тенниса. Только на проведение Кубка Саудовской Аравии – самых дорогих в мире международных скачек с призовым фондом в 20 млн долларов – направили 60 млн долларов. В докладе подробно описывается десятилетний контракт королевства на 650 млн долларов с «Формулой-1», первые заезды которой начались 28 марта в Бахрейне. Соревнования впервые в истории будут включать гонку в саудовском портовом городе Джидда.

145 млн долларов выплатили по трёхлетнему контракту с Испанской футбольной ассоциацией, ещё 15 млн долларов – в виде гонорара за участие в международном мужском турнире по гольфу в Саудовской Аравии. Также 33 млн долларов выделили на проведение в королевстве турнира по снукеру Saudi Arabian Masters и 100 млн долларов – на боксёрский матч «Битва на дюнах» между Энди Руисом-младшим и Энтони Джошуа в 2019 году.

Grant Liberty собрала данные только о заключённых в сфере спорта сделках между организациями, контролируемых саудовским государством, но не отдельными членами саудовской королевской семьи. Таким образом, 1,5 млрд долларов – неполная оценка истинного масштаба инвестиций страны в спорт.

В то же время в докладе говорится о том, что часть готовившихся сделок не были заключены из-за возникших протестов. Речь идёт о предложении в 6 млн долларов футболистам Криштиану Роналду и Лионелю Месси стать лицом министерства туризма королевства и о поглощении за 400 млн долларов английского футбольного клуба Newcastle United.

Власти страны также предложили 200 млн долларов спонсорских денег на проведение боксёрского матча Тайсона Фьюри и Джошуа, который состоится в конце этого года, и 180 млн долларов – на спонсорство мадридского «Реала» через Qiddiya (мегапроект в сфере туризма и развлечений в Эр-Рияде, работающий под эгидой Vision 2030).

Vision 2030 – это масштабный стратегический план, направленный на снижение экономической зависимости Саудовской Аравии от нефти, который пять лет назад был представлен наследным принцем Мухаммедом бен Салманом.

Grant Liberty утверждает, что грандиозные инвестиции Эр-Рияда в спортивные мероприятия связаны с так называемой «спортивной промывкой», то есть попыткой таким образом нивелировать обвинения в нарушениях прав человека.

«Саудовская Аравия пытается использовать хорошую репутацию самых любимых в мире звёзд спорта, чтобы скрыть факты жестокости, пыток и убийств», – заявила Люси Рэй из Grant Liberty.

«Vision 2030 поставило одной из своих целей создание профессионального спорта и спортивной индустрии. Это не только потенциально обеспечит работой тысячи саудовцев, но также улучшит качество жизни всех, кто живёт в стране», – ответил пресс-секретарь посольства Саудовской Аравии в Вашингтоне Фахад Назер на вопрос о выводах Grant Liberty .

Между тем госсекретарь США Энтони Блинкен, во время вышедшего 28 марта интервью CNN, где его дважды спросили, считает ли он саудовского наследного принца «убийцей», ответственным за смерть журналиста Джамаля Хашкаджи, предпочёл уклониться от ответа.

«Есть очень важное обстоятельство. Каждый день по всему миру нам приходится иметь дело с лидерами других стран, совершающими поступки, которые выглядят, с нашей точки зрения, предосудительными или отвратительными. Но иметь дело с ними важно с точки зрения реального отстаивания наших интересов и распространения наших ценностей», – ответил Блинкен.