Новости
07 декабря 2020, 13:29 Игорь Лесовских

Эксперты нашли ответчиков в деле о катастрофе самолёта Superjet 100

В заявлении родственников погибших указано, что истцы сомневаются в объективной оценке российской экспертизы.В заявлении родственников погибших указано, что истцы сомневаются в объективной оценке российской экспертизы.Фото: Межгосударственный авиационный комитет

В Париже рассмотрят коллективный иск родственников погибших пассажиров самолёта Superjet 100, потерпевшего катастрофу в мае 2019 года в аэропорту Шереметьево.

В начале декабря ответчики, среди которых семь иностранных компаний (среди них Liebherr–Aerospace Toulouse SAS, SThales Avionics Lcd SAS, PowerJet и другие) и эксплуатант судна – российская компания «Аэрофлот» – уже получили повестки в суд Парижа (Tribunal Judiciaire de Paris – аналог российских судов общей юрисдикции. – τ.).

Напомним, жёсткая посадка самолёта авиакомпании «Аэрофлот» Superjet 100 произошла вечером 5 мая 2019 года в Шереметьеве. После вылета в борт попала молния, пропала радиосвязь. Сам самолёт отключил автопилот, командир судна принял решение совершить аварийную посадку. При приземлении у самолёта сломались стойки шасси, которые пробили бак, начался пожар. В результате 41 пассажир погиб.

Как следует из иска (имеется в распоряжении «Октагона»), заявление подано во Франции от имени 41 родственника 15 погибших. Ответчиками являются компании, которые имеют представительства в этой стране. Общая сумма иска не разглашается.

– Мы понимаем, что ответчики будут пытаться оспорить иск, доказывая, что спор не находится в юрисдикции французской стороны. Но у нас уже есть прецедент. Несколько лет назад мы работали над аналогичным иском от родственников жертв крушения самолёта авиакомпании UTair в Тюмени. Тогда апелляционный суд Тулузы и кассационный суд признали юрисдикцию французского суда, так как один из компонентов самолёта, вызвавший аварию, был произведён в компании со штаб-квартирой во Франции, – пояснил «Октагону» адвокат истцов Давид Кухалашвили.

По мнению защиты потерпевших, гибель их родственников была вызвана множественным отказом иностранного оборудования, применявшегося при производстве самолёта Superjet 100. Пока официального подтверждения этому в России не дали.

Расследованием катастрофы занимаются специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК), заключение которых обычно и ложиться в материалы уголовного дела. Но в этот раз итогового заключения российские эксперты пока не опубликовали – на сайте МАК доступен лишь предварительный отчёт. В нём указано, что эксперты будут проводить оценку пострадавших блоков самолёта с представителями иностранных компаний, которые занимались их производством.

Истцы сомневаются в объективной оценке российской экспертизы. По их мнению, власти не будут ставить под сомнение конструкторов самолёта (компания «Сухой»), а остановятся на версии ошибки пилотирования. Поэтому они заказали проведение независимой экспертизы у бывшего лётчика-инструктора Олега Буленкова. Именно на его выводах и был составлен иск в суд Парижа.

Согласно выводам эксперта, вероятной причиной аварии стал выход из строя электрических схем самолёта, так как должным образом не сработала система молниезащиты. Важную роль в отказе различных систем самолёта сыграл блок переключателей-предохранителей LMU, который изготовила французская компания Leach.

За изменение алгоритма управления воздушным судном и неправильной работы стабилизатора, по мнению истцов, может ответить производитель этой системы Liebherr–Aerospace Toulouse SAS. Ускоренное разрушение шасси, элементы которого привели к пробитию баков с топливом, вызывали детали, производимые французской компанией Messier Dowty.

Всего эксперт выделил семь компаний-производителей авиационных компонентов, выход из строя которых или их некорректная работа привела к катастрофическим событиям. В отчёте говорится о том, что действия командира воздушного судна Дениса Евдокимова были «адекватными, соответствовали техническому состоянию самолёта и не были связаны с гибелью пассажиров».

Российские следователи с независимыми экспертами не согласились – уголовное дело в отношении пилота уже с апреля 2020 года находится на рассмотрении Химкинского горсуда Московской области. По версии следствия, именно его действия и стали причиной гибели пассажиров. Очередное заседание по делу назначено на 11 декабря.