Экономисты оценили масштабы будущей рецессии в России
По данным мониторинга экономической ситуации в России, проведённого Институтом экономической политики им. Гайдара, масштаб глобальной рецессии от последствий эпидемии коронавируса для мировой экономики может превысить показатели кризиса 2008–2009 годов.
«Следует принять во внимание, что при резком снижении темпов роста мирового ВВП произойдёт падение и стоимостных, и физических объёмов экспорта товаров, не относящихся к углеводородам. Вероятно сокращение спроса и падение цен на некоторые товары, относящиеся к традиционным статьям российского экспорта (уголь, лесоматериалы, чёрные и цветные металлы, удобрения)», – говорится в исследовании.
Согласно расчётам, учитывающим опыт кризиса 2008–2009 годов, при замедлении темпов роста мирового ВВП, например, до 0,5 процентов, экспортная выручка от продажи таких товаров на мировых рынках может снизиться на 10–25 процентов.
При среднегодовой цене на нефть 32–33 долларов за баррель и курсе доллара в 75 рублей прогнозируется падение поступлений федерального бюджета с 20,6 до 15,9 трлн рублей, дефицит федерального бюджета составит около 3,8 трлн рублей (против планируемых 0,9 трлн рублей профицита).
– В нынешних условиях неизбежен спад, скорее всего переходящий в состоянии рецессии, по итогам года для российской экономики он составит 3 – 4 процента. И если снижение во втором квартале этого года обусловлено искусственной остановкой производства и сферы услуг в рамках борьбы с пандемией, то на следующем этапе будет играть роль спад потребительского спроса и это помешает восстановлению экономики, – прокомментировал «Октагону» заведующий научно-исследовательской лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Александр Абрамов.
По его словам, бизнес столкнётся с проблемой низкого спроса, потому что у населения не будет денег, чтобы стать драйвером экономического роста. Спад в России окажется меньше, чем в развитых странах, но восстанавливаться российская экономика будет дольше.
– Для России в большей степени всё будет зависеть от того, как быстро Китай справится с последствиями пандемии. Но общемировой кризис всё равно случился бы даже без пандемии, которая просто усугубила и ускорила ситуацию, – рассказала «Октагону» старший преподаватель факультета рыночных технологий Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Ксения Баландина.
Она отмечает, что о наступающем кризисе говорили все основные индикаторы ещё в прошлом году. Как скажется кризис на России пока трудно сказать, но очевидно, что подход к нивелированию негативной ситуации, то есть трата денег ФНБ, что было сделано в 2008 году и дало свои результаты, сейчас не сработает.