Новости
29 мая 2023, 10:53 Лидия Крылова

Направить замороженные российские активы на восстановление Украины в существующих правовых рамках невозможно – Bloomberg

Через несколько недель после начала СВО, рассказывает Bloomberg, тогдашний министр транспорта Великобритании Грант Шаппс с гордостью демонстрировал в TikTok ролик со сногсшибательной суперъяхтой Phi, принадлежащей российскому бизнесмену, которую британское правительство только что конфисковало в лондонском доке.

Это была яркая демонстрация западных санкций, но Шаппс не мог вступить на борт судна: по закону Великобритания не конфисковала судно, а просто заморозила его статус собственности, чтобы владелец также не мог им пользоваться. То же самое относится и к находящейся под санкциями российской собственности на сотни миллиардов долларов.

Итак, по пунктам.

Заморозка актива означает, что его нельзя использовать, перемещать или продавать, но его юридическое право собственности при этом не меняется.

Конфискация же передаёт право собственности арестному органу, который актив может использовать или продать.

По заявлениям, ситуация на данный момент обстоит следующим образом: США и их союзники заморозили примерно 300 млрд долларов активов Банка России, которые хранились в нероссийских финансовых учреждениях. Санкции, введённые в отношении частных лиц ограничили россиян в использовании активов на сумму около 58 млрд долларов, включая дома, яхты и частные самолёты.

Конфисковано из этого относительно немного – по оценке Bloomberg, это всего около 635 млн долларов частных активов.

Уважение к частной собственности является одним из столпов законов, «регулирующих современные общества и международные отношения». Во многих странах допускается арест активов, которые подозреваются в том, что являются доходами от преступлений. Доказать это в большинстве случаев невозможно, указывает издание.

Кроме того, использование санкций в качестве «прикрытия» для конфискации активов проблематично, поскольку они задуманы как временная мера для достижения желаемого результата. Даже правительства, которые просто замораживают активы, могут столкнуться с юридическими проблемами: например владелец той же самой Phi подал в суд Министерство транспорта Великобритании на снятие заморозки с требованием возмещения убытков.

К тому же заморозка не всегда делает активы недоступными для их владельцев. Правительство Великобритании выявило 230 нарушений санкций, связанных с продолжающимся использованием или перемещением замороженных активов, но ещё не выдвинуло ни одного обвинения против кого-либо, не говоря уже о финансовом штрафе. Кроме того, правительства могут оказаться на «финансовом крючке» из-за содержания замороженных активов, особенно это касается яхт: получается, что в итоге британские налогоплательщики оплачивают содержание яхты, пришвартованной в Лондоне.

За содержание арестованной в Лондоне Phi платят британские налогоплательщики.За содержание арестованной в Лондоне Phi платят британские налогоплательщики.Фото: Maggie Jones/Flickr/Public Domain Mark 1.0

Что касается заявлений стран о том, что они направят замороженные российские активы на восстановление Украины, то для начала в данных правовых рамках это невозможно.

Напоследок в качестве прецедентов Bloomberg приводит события 20-летней и более давности. После вторжения в Ирак в 2003 году и свержения Саддама Хусейна президент США Джордж Буш приказал конфисковать иракские средства на сумму 1,7 млрд долларов, хранившиеся в американских банках. Часть из них пошла на выплату зарплат иракским государственным служащим. В 1996 году США конфисковали кубинские средства и позже использовали их для выплаты компенсаций семьям трёх американцев, погибших в результате сбития их самолётов кубинскими вооружёнными силами.