Вашингтон подключает Россию к иранской энергетике

Вашингтон подключает Россию к иранской энергетике

Экономика 21 июня 2023 Анна Котолуп

Санкции США, вступившие в силу 18 июня, нацелены на создание критических проблем для российской промышленности. Запрет для американских компаний на предоставление инжиниринговых услуг в РФ, по мнению Вашингтона, должен привести к массовым авариям и остановке производств. Но Россию смогут спасти накопленный опыт работы с оборудованием и партнёры-поставщики из дружественных стран.

В воскресенье, 18 июня, вступило в силу очередное расширение пакета санкций Соединённых Штатов в отношении России. Оно конкретизирует подписанный президентом США Джо Байденом в апреле 2022 года запрет на новые инвестиции и оказание определённых услуг РФ в ответ на продолжающуюся агрессию Российской Федерации.

Один из пунктов документа касался экспорта, реэкспорта, продажи или поставок из Америки или американским гражданином «любой категории услуг, которая определена министерством финансов после консультации со статс-секретарём любому лицу, находящемуся в РФ».

19 мая этого года управление по контролю за иностранными активами (OFAC) министерства финансов США опубликовало определение, в котором уточнило очередные категории запрещённых услуг: архитектура и инжиниринг. Именно этот документ начал действовать 18 июня.

Российские СМИ, ссылаясь на «Коммерсантъ», написали, что запрет на оказание услуг коснётся, в частности, крупной американской компании General Electric. Она продолжает обслуживать в России газовые турбины на ТЭС мощностью 5 гигаватт. Соответственно, в перспективе могут возникнуть проблемы с безопасностью в теплоэнергосистеме.

– Новые санкции США приведут к тому, что General Electric не будет проводить сервисное обслуживание и ремонт турбин, поставленных ею в Россию, и иного оборудования, – комментирует «Октагону» промышленный эксперт Леонид Хазанов.

«Видимо, в Вашингтоне ожидают массовых аварий на наших электростанциях из-за поломки турбин, остановки промышленных предприятий и прочих напастей».

Леонид Хазанов | промышленный эксперт Леонид Хазанов
промышленный эксперт

Но в действительности General Electric – далеко не единственное предприятие, предоставление услуг которого на территории РФ теперь поставлено под вопрос. Новые санкции могут затронуть практически любую американскую компанию из числа тех, кто производит различное оборудование и технику, которая установлена и эксплуатируется в России, поясняет аналитик ФГ «Финам» Дмитрий Баранов. Это могут быть как крупные организации, если они ранее не ушли из страны, так и средние и малые, но обладающие необходимыми компетенциями.

– Причём не исключено, что введённые ограничения могут трактовать весьма широко и ограничивать не только прямое сотрудничество с российскими компаниями, но и запрет на него для филиалов американских компаний в других странах, их партнёров и так далее, – добавляет собеседник.

Осведомлённый источник издания на рынке уточняет, что ограничения распространятся на все организации, где есть высокотехнологичное американское оборудование.

В частности, американские буровые установки присутствуют на большинстве морских платформ; большой объём американского оборудования используется и в угольной промышленности. Например, в рейтинге поставщиков оборудования и материалов для неё в 2022 году в разных категориях лидировали Goodyear, Epiroc, Tabor Machine Inc, John Deere, Caterpillar Inc, GIW и совместные с другими странами предприятия Joy, DBT, Komatsu-Joy, Sandvik, Bucyrus, P&H.

Наибольший риск, по словам Дмитрия Баранова, существует в отношении компаний, у которых американское оборудование имеет длительный срок эксплуатации в РФ, а также если приближается время его регулярного обслуживания.

– Относительно новое оборудование пока находится в меньшей опасности, но ограничения могут коснуться и его, – резюмирует аналитик.

Россия пойдёт протоптанной тропой

Несмотря на потенциально очень широкое распространение очередных санкций, техногенного апокалипсиса из-за запрета на инжиниринговые услуги ожидать не стоит. Определённые трудности возможны, но они преодолимы, убеждён Леонид Хазанов.

– За последнее время в России стал активно развиваться обратный инжиниринг запасных частей, и многие энергетические и индустриальные компании стали заказывать его для собственных нужд у специализированных организаций и затем либо самостоятельно налаживать их выпуск на своих мощностях, либо размещать заявки на разных заводах, – рассказывает промышленный эксперт.

Россия уже закупает у Ирана газовые турбины.Россия уже закупает у Ирана газовые турбины.Фото: Пётр Ковалёв/ТАСС

Как замечает Дмитрий Баранов, в России накоплен значительный опыт эксплуатации и обслуживания американского оборудования, а для сервисных работ с ним возможно использование деталей и узлов как отечественного производства, так и выпущенных в других странах.

– Кроме того, не исключено, что поставки американских запасных частей для сложного оборудования могут быть организованы в рамках параллельного импорта или бывших в употреблении таких деталей и узлов из других стран, – отмечает эксперт ФГ «Финам».

Газовые турбины Россия уже закупает у Ирана. В октябре прошлого года управляющий директор Иранской газовой инжиниринговой и девелоперской компании (IGEDC) Реза Ношади сообщил, что страны подписали экспортное соглашение о поставке 40 газовых турбин в РФ. И есть возможность нарастить объём: за последние 20 лет Иран сумел добиться 85-процентного уровня самообеспечения оборудованием и объектами, необходимыми для функционирования газовой отрасли.

Кроме того, в нашей стране до сих пор работают некоторые западные сервисные фирмы. Например, крупнейшая в мире нефтесервисная компания SLB (бывшая Schlumberger). В мае этого года она официально заявила, что усилила контроль за поставками в Россию оборудования из Соединённых Штатов, Великобритании и Евросоюза, закрыла для сотрудников в РФ доступ к некоторому программному обеспечению, но уходить из страны не намерена.

Поэтому эксперты единодушно пришли к выводу, что новые санкции США, конечно, осложнят ситуацию в промышленности, но катастрофой не обернутся – опыт жизни под западными ограничениями пошёл на пользу.