Мечты соискателей о безбедной жизни в IT-индустрии после прохождения краткосрочных онлайн-курсов, как правило, разбиваются о реалии рынка. По данным рекрутеров, количество предложений, как и предлагаемая свитчерам (тем, кто сменил прежнюю сферу деятельности на информационные технологии) зарплата, падает, а число junior-специалистов и их аппетиты растут. В IT-компаниях говорят, что готовы платить больше только работникам с опытом, но на рынке таких не хватает.
Согласно статистическим данным рекрутеров, перейти в сферу IT стремится каждый пятый российский соискатель. Их больше, чем желающих работать на предприятиях добывающего и нефтегазового секторов, которые традиционно пользуются популярностью благодаря стабильности и высокому уровню зарплат. Именно поэтому в России востребованы онлайн-курсы, предлагающие за пару-тройку месяцев освоить перспективные профессии – от разработчиков до аналитиков данных или гейм-дизайнеров. Крупные образовательные интернет-площадки пачками закупают рекламу у ведущих блогеров.
Несмотря на гарантию получения знаний по востребованной специальности, не всем выпускникам удаётся беспроблемно влиться в IT-отрасль. В некоторых регионах начинающему специалисту в такой перспективной области, как мобильная разработка, могут предлагать более низкую зарплату, чем курьеру, – от 39 тыс. рублей.
А средняя зарплата рядового программиста сравнима с заработком официанта – около 50 тыс. рублей.
В рекламе курсов соискателям сулят доход в размере 150–200 и даже 300 тыс. рублей. Как отмечают представители рекрутингового сервиса HeadHunter, такие вакансии тоже есть. Руководителю подразделения в сфере разработки программного обеспечения готовы платить в среднем 286 тыс. рублей, эксперту отдела – 175 тыс., руководителю группы – 180 тыс., ведущему специалисту – 150 тыс., специалисту с опытом – в пределах 100 тыс. рублей. А вот новичок в отделе может рассчитывать в среднем лишь на 45 тыс. рублей.
Зарплаты в IT планомерно снижают
Время, когда IT-сфера росла как на дрожжах, прошло. По сведениям аналитиков HeadHunter, за первые шесть месяцев 2023 года российские работодатели опубликовали на 9 процентов меньше вакансий, чем за аналогичный период в 2022 году (около 71 тыс.). Количество резюме, напротив, выросло на 11 процентов по отношению к первому полугодию прошлого года – их стало более 480 тыс.
– Ситуация с кадровым потенциалом в текущем году достаточно сильно отличается от того, что происходило в 2021-м, когда кадровый дефицит был очень высок, а активность соискателей, наоборот, низкой. В 2023 году многое изменилось: если в июне 2021-го на одну вакансию приходилось порядка трёх резюме, то сейчас – более шести, – подчёркивают в рекрутинговом сервисе.
Уровень конкуренции по основным IT-профессиям.©octagon.media, 2023
Существенно различается уровень ожидаемой и предлагаемой соискателям зарплаты. По состоянию на июнь 2023 года медианная предлагаемая зарплата в сфере информационных технологий достигла 53,2 тыс. рублей (за год прирост составил 1 процент). В Москве и Санкт-Петербурге предлагаемая зарплата за год, напротив, снизилась на 7 и 11 процентов соответственно. Претенденты на должность ждут от работодателей в среднем 85,4 тыс. рублей (прирост желаемой суммы на 18 процентов). В итоге в некоторых регионах фиксируется огромный разрыв между ожидаемым и реальным доходом. Например, в Центральном федеральном округе соискатели хотят получать более 107 тыс. рублей, но работодатели готовы предложить им лишь 57,9 тыс. рублей. Менее значительная разница наблюдается в Сибири: желаемая зарплата составляет 61,6 тыс. рублей, предлагаемая – от 59,2 тыс. рублей.
Высококвалифицированных кризис не коснётся, но их нет
Как рассказывают в IT-компаниях, проблемы на рынке отсутствуют у специалистов уровня senior – для них есть вакансии, а зарплаты индексируются.
– Сроки закрытия вакансии сохраняются на прежнем уровне – полтора-два месяца в зависимости от технологического стека. Также присутствует рост зарплат у высококвалифицированного персонала – порядка 15 процентов год к году. Но конкуренция на начальные позиции выросла в разы, – поясняет директор по организационному развитию группы «Рексофт» Фаина Лернер.
«Поэтому тем, кто хочет попасть в IT, надо более тщательно выбирать образовательные программы, обращать внимание на возможность первых стажировок по завершении обучения, прорабатывать самостоятельные проекты, которые выделят их среди конкурентов».
Фаина Лернер
директор по организационному развитию группы «Рексофт»
По мнению представителей сферы, высококвалифицированным работникам не будет ничего угрожать ещё долгое время.
– После того как в 2022 году тысячи специалистов уехали из страны, спрос на профессионалов с опытом работы и хорошими техническими навыками увеличился. В Минцифры РФ недавно говорили о дефиците кадров в отрасли – порядка 500–700 тысяч человек. Поэтому здесь точно спрос будет продолжать расти, как и предложения по зарплате, – уверен технический директор компании Flussonic Максим Лапшин.
Онлайн-школы подлили конкуренции в IT
Как замечают участники рынка, с одной стороны, отрасль в России нуждается в качественных кадрах, поскольку у государственных структур и компаний появились задачи по наращиванию импортозамещения на фоне оттока западных игроков. Но приход в сферу новичков не способен закрыть кадровые бреши, так как молодые специалисты не имеют компетентности для разработки новых IT-решений.
– Подавляющее большинство сменивших отрасль завершает лишь один или два курса в онлайн-школах. Поверхностные знания позволяют им выйти на рынок труда в качестве «джунов». Но такие специалисты менее склонны к глубокому исследованию и саморазвитию, которые, в свою очередь, являются ключевыми аспектами успешной карьеры в сфере IT. Их интерес скорее узкоспециализирован и связан с конкретными навыками, чем с обширной картиной области. Они подобны ремесленникам, овладевшим лишь одним мастерством, которым они занимаются на протяжении всей своей карьеры, – комментирует эксперт в области обеспечения качества финансовых систем Анатолий Бобунов.
IT-отрасль в России нуждается в качественных кадрах.Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru/TACC
Иногда свитчеры идут по пути наименьшего сопротивления и овладевают навыками, менее востребованными на рынке в нынешних условиях, что приводит к повышению конкуренции в этих отраслях. Аналитики HeadHunter выяснили, что сейчас в России сложилась ситуация, когда на позицию гейм-дизайнера набирается 46 резюме. В ряде регионов для популярных направлений на онлайн-курсах (тестировщик, аналитик данных и так далее) этот показатель ещё больше – 72 и 67 резюме на вакансию.
«Анализ российского рынка труда показывает, что в первом полугодии 2023 года чаще всего выходили на рынок и боролись за работу разработчики JavaScript (более 54 резюме на вакансию)».
Пресс-служба HeadHunter
– На втором месте оказались разработчики и программисты, работающие на React (более 36 резюме на вакансию по стране). На третьем месте по уровню конкуренции – разработчики TypeScript (почти 33 резюме). Более-менее здоровая конкуренция, когда работодателям есть из кого выбирать, а соискатели не чувствуют большого числа конкурентов, на данный момент складывается среди программистов, работающих с Java и PHP. Кроме того, зафиксирован лёгкий дефицит среди разработчиков 1С, – делятся в HeadHunter.
Как признаются работодатели, сейчас при наборе младших специалистов они не торопятся, а планомерно отбирают кандидатов. Зачастую предпочтение отдаётся тем, кто имеет высшее техническое образование.
– Оно [техническое образование] показывает, что у будущего сотрудника есть математическая и инженерная база для быстрого погружения в профессию и прокачки технических навыков. Логично предположить, что молодой сотрудник с вузом за плечами понимает профессию глубже, чем тот, кто успел получить знания в рамках трёхмесячных курсов. Часто после курсов начинающий специалист знает, как писать код по типовым задачам, но в ряде случаев не может объяснить, почему именно так, – нет той самой базы. Хотя, бесспорно, курсы курсам рознь, и люди тоже разные, – резюмируют в компании «Рексофт».