Россия остановилась в шаге от рецессии. Дальнейшее развитие ситуации зависит от поведения потребителей. Если они испугаются мобилизации и продолжат копить деньги на чёрный день, то запустят цепочку кризисных явлений в экономике. Поддержав покупательную способность, государство может переломить тренд. Однако признаков широкомасштабной поддержки пока не видно.
О критическом падении потребительского спроса и ухудшении ожиданий покупателей свидетельствуют несколько ключевых источников. Наиболее показательны данные проекта Сбера – «СберИндекса», отслеживающего изменения динамики расходов клиентов крупнейшего российского банка. Пик их активности пришёлся на 6 марта. За неделю до этой даты россияне совершили покупки на сумму, на 25,2 процента превышающую размер прошлогодней. Но этот взлёт был обусловлен не ростом доходов и оптимизма, а резкой девальвацией рубля.
Потребительское дно
В начале осени индекс опустился до минимальных значений и за период с 19 по 25 сентября составил всего 4,4 процента. Получается, что с учётом годовой инфляции (по информации Росстата, 13,7 процента) к этому времени реальные расходы населения упали на 9,5 процента.
Показательно, что траты на продовольствие растут гораздо быстрее. В третьей декаде сентября они увеличились на 14,8 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но настоящий рекорд поставили расходы граждан на авиабилеты – с 18 по 25 сентября они подскочили сразу на 38,4 процента. Именно на этот период пришёлся рост числа мужчин, выезжающих из России в попытке избежать мобилизации.
С 18 по 25 сентября 2022 года расходы населения на авиабилеты увеличились на 38,4 процента.Фото: Владимир Гердо/ТАСС
Похожие цифры публикует исследовательский холдинг «Ромир». По его сведениям, с 19 по 25 сентября средние недельные расходы россиянина по сравнению с прошлым годом выросли на 3 процента – до 5413 рублей. А с учётом инфляции индекс рухнул более чем на 10 процентов. Средняя стоимость покупки составила 655 рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года её номинальный размер повысился лишь на 0,9 процента, а с учётом инфляции и вовсе снизился на 12,8 процента.
«Основная драма впереди»
Ведущие российские экономисты уверены, что главной причиной потребительского пике является падение реальных доходов населения. Минэкономразвития РФ спрогнозировало их снижение по итогам 2022 года на 2,8 процента. Росстат пока указывает на несколько меньшую динамику. По данным статистического ведомства, в первой половине текущего года доходы уменьшились на 0,8 процента. Удержать их от перехода в «красную зону» не смогла даже проведённая 1 июня индексация на 10 процентов пенсий неработающих пенсионеров, МРОТ и прожиточного минимума.
«Основная драма впереди, поскольку никаких системных мер по поддержке доходов населения не было предпринято, несмотря на многочисленные предложения экспертов».
Андрей Клепач
главный экономист государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», председатель попечительского совета Института ВЭБ
«У нас зарплата даже до последнего провала в долларовом выражении была в среднем ниже, чем в Шанхае и ряде других китайских провинций. А без высокой зарплаты мы не создадим ни конкурентоспособный человеческий капитал, ни внутренний спрос», – говорится в докладе главного экономиста государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», председателя попечительского совета Института ВЭБ Андрея Клепача.
По оценкам ВЭБ.РФ, максимальное падение спроса в сегменте розничных продаж ожидается в четвёртом квартале 2022 года и составит минус 10,6 процента к прошлогоднему показателю. В целом по году спрос сожмётся на чуть меньшую долю. А вот прогнозы на 2023 год более чем туманные: кризис может затянуться ещё на пять лет.
«Наша оценка сокращения розницы в текущем году 7–7,2 процента, при этом она будет понижаться, скорее всего, и в следующем году, потому что предпосылок повышения спроса не видно как из-за недостатка доходов, так и из-за сжатия потребительского кредита. Тем более что многие западные и российские компании пошли на номинальное сокращение заработной платы, и осенью может произойти скачок безработицы, которая пока находится на низком уровне. Восстановится докризисный уровень потребительского спроса, по-видимому, в 2026–2027 годах», – заключает в своём докладе Андрей Клепач.
Круговорот рецессии
Согласно экономической теории, падение потребительского спроса – одна из главных причин начала рецессии. Сокращение расходов приводит к снижению объёмов розничных продаж и производства. Уменьшение выпуска товаров ведёт к росту безработицы. Безработица, в свою очередь, провоцирует падение доходов населения и потребительского спроса.
Как минимум один круг кризис уже прошёл. По сведениям Росстата, в августе 2022 года оборот розничной торговли в стране в годовом исчислении сократился на 8,8 процента – до 3,6 трлн рублей. Динамика падения показателя ускорилась по сравнению с данными за июль на 0,1 процента. В наибольшей степени – на 14 процентов – просел оборот непродовольственной розницы. Общий объём продаж пищевых продуктов снизился только на 2,3 процента (месяцем ранее снижение составило 1,7 процента). Эти цифры свидетельствуют о том, что россияне начали экономить на еде. При этом темпы падения промышленного производства замедлились до 0,1 процента в годовом сравнении. В июле спад составлял 0,5 процента, в мае и июне – 2,4 процента, в апреле – 2,6 процента.
Падение потребительского спроса – одна из главных причин начала рецессии.Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Одним из аналитических показателей, указывающих на скорое наступление рецессии, является сводный опережающий индикатор (СОИ), рассчитываемый Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Если индикатор превышает 0,18 пункта, то рецессия становится высоковероятным событием. Центр ожидает, что в третьем квартале текущего года СОИ резко подскочит до 0,95 пункта (при максимально возможном показателе 1). Это говорит о том, что в третьем квартале 2022 года российская экономика с очень высокой вероятностью войдёт в рецессию.
Мобилизация отправляет доходы в кубышки
Директор Центра региональной экономики и межбюджетных отношений ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Павел Строев считает, что падение уровня потребления вызвано комплексом причин.
– Снижение потребительского спроса в последние полгода связано с двумя аспектами. Во-первых, это падание реальных доходов населения, вызванное кризисными явлениями в экономике России из-за западных санкций, ухода международных компаний, проблем в логистических цепочках и сбоя в поставках сырья, компонентов и материалов. В результате пострадал целый ряд отраслей, что отразилось на населении и его покупательных возможностях. К тому же многие цены выросли по вышеобозначенным причинам, а доходы населения для приобретения подорожавших товаров в прежнем объёме – нет, – пояснил «Октагону» эксперт.
Но после объявления 21 сентября частичной мобилизации ситуация существенно изменилась.
«Значительно изменилось потребительское поведение населения: люди предпочитают сберегать деньги из-за накопившегося стресса и непредсказуемости дальнейших планов и прогнозов».
Павел Строев
директор Центра региональной экономики и межбюджетных отношений ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
– Если в феврале население бросилось массово скупать различные товары в истерии, что деньги обесценятся и/или товары пропадут с полок магазинов, то сейчас народ понимает, что проблемы с доступностью необходимых товаров не будет и даже новые айфоны будут завезены по параллельному импорту. Страна пережила санкционный удар и подстроилась под новые реалии. В сентябре население предпочитало ограничить расходы на случай мобилизации члена семьи и/или дальнейшего спада в экономике, сокращения доходов, увольнения и так далее, – отметил Павел Строев.
Экономист предупреждает, что снижение реального уровня расходов негативно отразится на экономике, будет провоцировать дальнейшее падение в отдельных отраслях.
– В этом случае государству необходимо помочь потребительскому сектору как в части стабилизации ситуации и нормализации ожиданий людей, так и финансовой поддержки мобилизованных граждан и их семей. А в случае своевременных выплат мобилизованным ситуация может развернуться в обратную сторону, так как это будет дополнительное стимулирование потребительского спроса, – резюмирует собеседник.