Автомобильный рынок России стал рынком продавца. Дефицит машин, рост цен на новые и подержанные авто, навязывание дополнительных опций при покупке, подъём интереса к перегону автомобилей из Европы – всё это стало реальностью, а не временным явлением. «Октагон» разбирался, почему рынок стал «диким», как клиенты пытаются его усмирить и что делать тем, кто хочет приобрести автомобиль.
Сегодня даже далёкие от авторынка люди в курсе проблем острой нехватки новых машин, снижения продаж и резкого скачка цен. Фотографии и видео из официальных салонов, где Lada Vesta продают за 1,6 млн рублей, а Renault Duster – за 2,2 млн, залетают в тренды в соцсетях.
По данным председателя комитета автопроизводителей АЕБ Томаса Штэрцеля, с лета продажи на российском рынке продолжают падать (в октябре, например, на 18,1 процента). При этом за 10 месяцев 2021 года общий объём продаж оказался на 10,5 процента больше по сравнению с уровнем прошедшего «ковидного» года. Но если темпы реализации будут продолжать снижаться, то в итоге отрасль может выйти на показатели прошлого года. «Рынку предстоит ещё пройти долгий путь, чтобы преодолеть глобальный спад производства и новые проблемы в логистике, связанные с разрывом цепочек поставок», – считает Томас Штэрцель.
Для обычного потребителя главное – это ассортимент товара и его цена. Но, как отмечают эксперты «Авито Авто», нехватка электронных автокомпонентов и вызванные этим задержки в поставках новых моделей привели к увеличению разрыва между покупательским спросом и предложением.
В прежние годы, когда рынок был насыщен продукцией, главным был потребитель. Именно поэтому дилеры устраивали распродажи, радовали покупателей подарками, шли на уступки и в конце отчётных периодов продавали машины по ценам даже ниже прайса. Всё это делалось для того, чтобы получить большие квоты от дистрибьюторов и потом заработать на новых клиентах.
Сейчас главный на рынке – продавец. Как утверждают в аналитическом агентстве «Цена Авто», производители чуть ли не ежемесячно переписывают свои прайсы. Только за ноябрь отпускные цены повысили 27 автоконцернов.
Лидирующую позицию заняли корейские Kia и Hyundai – они переписали ценники практически на всю линейку.
От них не отстают УАЗ и Renault. За месяц рекомендованные рыночные цены на новые авто выросли на 2–7,8 процента.
Но и по такой стоимости покупатель вряд ли сможет приобрести машину. В условиях дефицита и неопределённости сроков и объёмов поставки новых автомобилей от производителей дилеры начали работать на рост маржи с одной единицы товара. Именно поэтому «голых» машин без допоборудования, за которое придётся заплатить от одной до нескольких сотен тысяч рублей, на складах посредников не найти. Не редки случаи, когда клиента, заказавшего автомобиль и ожидающего его несколько месяцев, и вовсе убеждают отказаться от брони, чтобы потом «нафаршировать» машину оборудованием и продать существенно дороже.
Навязывание допоборудования не единственный способ увеличить цену автомобиля. Участники рынка не стесняются предлагать дорогостоящие дополнительные услуги при продаже страховок или расчёте автокредитов. Если раньше на этом ловили серых дилеров, то сейчас продать, например, пакет «Помощь на дорогах» в комплекте со страховкой пытаются и официальные дилерские центры.
– Таких дел становится всё больше. Недавно нам удалось защитить интересы доверителя, который приобретал автомобиль в дилерском центре «Авто-Лидер». Он купил Hyundai Creta, и при оформлении кредита ему навязали сервисную услугу «Помощь на дорогах» за 150 тысяч рублей. Без неё продавать машину в салоне не стали бы. В итоге права клиента удалось отстоять только через суд, – рассказал «Октагону» екатеринбургский юрист Антон Кудряков.
Массовая практика, при которой причиной судебного разбирательства стало дополнительное оборудование, установленное дилером на новый автомобиль, пока не наблюдается, но юристы не исключают, что вскоре покупатели один за другим пойдут в суды.
– У меня было 126 подобных споров, практически все удалось решить в досудебном порядке. Споры касались и установки оборудования, и навязывания дополнительных услуг. Главное, что нужно понимать потребителю, – с самого начала заказа автомобиля он должен фиксировать условия, на которых будет производиться сделка. Всё это позже позволяет отстоять права потребителя, если без его согласия были изменены существенные условия сделки, – пояснил изданию юрист Николай Губин.
По словам специалистов, на фоне проблем с новыми автомобилями стремительно растёт рынок машин с пробегом.
– Рынок автомобилей с пробегом в этом году заметно вырос. Если говорить о продажах, то по отношению к 2019 году рост составил порядка 30 процентов в 2020 году и 46 процентов – в 2021-м. Самыми популярными и быстро растущими в цене стали кроссоверы и внедорожники, а также практически весь модельный ряд BMW, – отмечает директор по коммуникациям ГК «Автодом» Анна Уткина.
«Нарасхват сегодня и корейские бренды, которые обладают репутацией надёжных и доступных автомобилей. Если говорить о премиальных брендах, то в настоящий момент наблюдается дефицит практически по всем маркам».
Анна Уткина
директор по коммуникациям ГК «Автодом»
Рост спроса автоматически поднял и цены на машины. Как следует из аналитического отчёта компании «Автостат» «Мониторинг цен на вторичном рынке», с января по ноябрь подержанные автомобили подорожали в среднем на 34 процента. При этом только за последний месяц их стоимость в среднем увеличилась на 49 тыс. рублей, или примерно на 6 процентов (это самое существенное удорожание за весь 2021 год).
«В ноябре средняя цена легкового автомобиля с пробегом в России достигла 922 тыс. рублей, тогда как в январе этого года этот же автомобиль можно было купить за 688 тыс. рублей», – говорится в исследовании «Автостата».
В условиях нестабильности потребителю трудно сделать выбор – ждать или запрыгивать в последний вагон. Впрочем, как признаются собеседники «Октагона», этот вопрос сложен даже для участников рынка.
– Действовать потребителю нужно исходя из своих личных возможностей. Если есть потребность в приобретении автомобиля, то лучше это делать сейчас, не дожидаясь дальнейшего повышения цен. Ждать падения цен малоперспективно. Если же на рынке нет желаемой комплектации, то необходимо решить, что лучше – рассмотреть альтернативные модели в наличии или ждать нужную модель, заранее планируя более высокий бюджет, – пояснили в «Авито Авто».
При этом участники рынка предупреждают, что в случае покупки автомобиля следует готовиться к длительному ожиданию и, возможно, увеличению цены.
– Срок ожидания выбранного у дилера автомобиля составляет от двух до пяти месяцев. В течение этого срока стоимость автомобиля может увеличиться на 5–10 процентов, что для большинства автовладельцев является существенным удорожанием, – комментирует директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.
«Тем, кто пока не определился или сомневается в необходимости покупки авто, я рекомендую взять паузу до конца весны 2022 года и поддерживать текущий автомобиль в хорошем техническом состоянии. Есть шансы, что летом следующего года ситуация на автомобильном рынке нормализуется: выбор авто расширится, вариантов покупки будет больше».
Андрей Терлюкевич
директор ГК «АвтоСпецЦентр»
Существующие проблемы привели к тому, что спрос россиян смещается также в сторону автомобилей из Европы, поскольку, несмотря на таможенные пошлины, укрепление рубля и рост цен сделали приобретение машины европейского производства если не более выгодным, то, по крайней мере, равноценным покупке авто в России.
– В последнее время нас заваливают звонками клиенты. Причём мне встречаются две категории – или те, кто пытается купить что-то из Германии по низу рынка, или те, кто покупает упакованные машины за 60 тысяч евро. Покупка премиальных авто в итоге получается выгоднее, так как трёхлетний автомобиль из Германии в максимальной комплектации, которой часто нет в России, будет стоить в два раза дешевле новой машины в РФ. А трёхлетние машины в Европе – это практически новые автомобили в России, так как там более мягкие условия эксплуатации. Дело в том, что там машины работают меньше в мото-часах за те же пробеги, что у нас (Средняя скорость автомобилей в Германии – 70 километров в час, в России – менее 30 километров в час. – τ.), плюс работают в оптимальных режимах, на которые и спроектированы, – рассказал изданию эксперт сервиса GutenVAG Антон Самохин.