Инициатива о вводе заградительных пошлин на экспорт кедрового ореха исходила от Совета Федерации. Пошлины на неочищенный орех начинают действовать с августа, а через год запланировано их увеличение. Главная цель – сократить поток вывозимого за рубеж необработанного сырья. Кедровый орех является эксклюзивным российским продуктом, поэтому его добавленная стоимость должна поступать в отечественный бюджет, уверены авторы нововведения. Впрочем, ставка на то, что российские предприниматели начнут массово вкладываться в глубокую переработку, может не сыграть. Не исключено, что они просто сократят скупку шишки у населения.
Хвойный суверенитет
По сведениям таможни, в настоящее время Россия держит пальму первенства в мире по экспорту кедрового ореха. Главными «кедровыми» регионами страны считаются Урал, Сибирь и Дальний Восток. По последним данным, около 80 процентов от общего объёма собранного в РФ ореха (примерно 15 тыс. тонн в год) уходит за рубеж. Как уточняет Сибирское таможенное управление, в 2022 году экспорт ореха из СФО вырос в 2,3 раза по сравнению с 2021 годом, составив 9,5 тыс. тонн. Основной покупатель – Китай. В Сибири главными поставщиками являются Томская и Новосибирская области, Алтай, Алтайский и Красноярский края.
Томская область как лидер отрасли приложила немало усилий для введения пошлины. По словам губернатора Владимира Мазура, это самое верное решение.
«С таким предложением мы обратились и в Правительство, и в Совет Федерации, когда проводили там в декабре Дни Томской области. Нас поддержали везде. С 1 августа этого года увеличивается ставка на вывоз неочищенного кедрового ореха. Экспортировать его станет просто невыгодно. По-прежнему выгодно развивать производства по переработке таёжных богатств и создавать новые рабочие места, чем мы в Томской области и занимаемся», – заявил глава региона.
Как сообщило Минэкономразвития России, в отношении неочищенного кедрового ореха ставки вывозной пошлины составят 25 процентов, но не менее 80 евро за одну тонну.
А с 1 августа 2025 года они достигнут 50 процентов, но не менее 160 евро за тонну.
«Развитие переработки внесёт вклад в развитие экономики сибирских и дальневосточных регионов и создаст условия для экспорта товара с увеличенной добавленной стоимостью. При этом поэтапное увеличение пошлины даст время предприятиям, чтобы подготовить новые мощности по переработке всего дополнительного объёма неочищенного ореха», – считает директор департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Лилия Щур-Труханович.
Выхода нет
Руководство всех регионов приветствует такое решение. Логика простая: если экспортировать станет невыгодно, значит, будут работать с орехом на местах. То есть как минимум очищать его, а как максимум производить различные деликатесы станут в России.
Ранее такой подход применили по отношению к необработанной древесине. Вывоз кругляка долгие годы был бичом зауральской части России. После многочисленных ограничений большинство производителей переключились на пиломатериалы.
«Сейчас за пределами России немало предприятий, которые скупают наш необработанный орех и превращают его в ядро, затем фасуют, упаковывают и отправляют в страны, где он востребован: Европу, США. Новые правила будут невыгодны прежде всего им», – говорит председатель правления иркутской ассоциации «Дикоросы» Александр Деев.
Отметим, что в Приангарье переработкой ореха занимаются всего два предприятия общей мощностью около 14 тонн в год.
«Это создаст в крае новые рабочие места и принесёт в бюджет Приморья дополнительные налоговые поступления. Не будет такого, что орех уходит, в зарубежных странах перерабатывается, потом втридорога мы его здесь покупаем. Должно быть всё иначе», – убеждён председатель комитета по продовольственной политике и природопользованию Законодательного собрания Приморского края Андрей Андрейченко.
Год пройдёт быстро
Решение Минэкономразвития будет иметь для отрасли переработки дикоросов далеко идущие последствия в части упорядочения их оборота. Китай со своей стороны ужесточает порядок допуска товара на собственный рынок: теперь экспортёры кедрового ореха должны иметь регистрацию в системе единого окна Главного таможенного управления КНР.
Эксперты полагают, что переработку ореха нужно производить в районах заготовки. Тогда местные сборщики дикоросов станут сдавать продукцию своим же предприятиям. Таким образом, налоги будут поступать в местный (зачастую очень небогатый) бюджет. А перспективы у экспорта продуктов глубокой переработки – масла, кондитерских изделий – большие.
«Это Аравийский полуостров, Ближний Восток, Малая Азия. Там этот орех может хорошо продаваться как для локального потребления, так и для реэкспорта в недружественные нам страны, с которыми торговля для нас сейчас невозможна», – поясняет Александр Деев.
Впрочем, возможен и менее оптимистичный сценарий.
– Если ставка пошлины будет высокая, то больше ореха просто останется в тайге. Сбыт сократится, цена закупа уменьшится, сборщиков станет меньше, – прогнозирует в разговоре с «Октагоном» глава тувинской компании «Вавиол», занимающейся переработкой дикоросов, Виктор Тунев.