Возвращение Ростехнадзору полномочий по контролю за рынком подъёмного оборудования не сделало ежедневные поездки россиян на свой этаж безопаснее. С начала 2023 года в стране произошло 62 чрезвычайных происшествия в лифтах и на эскалаторах. За пять лет погибло 129 человек. Эксперты называют происходящее на рынке «вакханалией» и говорят о самоустранении государства от скопившихся на нём проблем. Это означает, что новые жертвы – лишь дело времени.
Лифтовое хозяйство в России продолжает стареть. По данным Ростехнадзора, около 20 процентов действующих лифтов выработали срок эксплуатации. Программа по замене подъёмного оборудования решает эту проблему лишь частично – парк стареет быстрее, чем идёт его обновление.
На этом фоне государство предпринимает не вписывающиеся в логику событий шаги. Одним из них стал отзыв в 2021 году у Ростехнадзора полномочий по контролю за соблюдением техрегламентов в отношении опасных технических устройств в зданиях и сооружениях. К последним относятся лифты, эскалаторы и подобные им механизмы.
Контроль за этой сферой отсутствовал в течение полутора лет. Лишь в марте текущего года вступили в силу поправки к законодательству, позволяющие Ростехнадзору возобновить проверки и выдавать предписания УК.
Возвращение полномочий не изменило ситуацию на рынке.
С этим мнением согласен председатель правления Союза жилищных организаций Москвы, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Константин Крохин.
– Ликвидировали пробел в законодательстве. Но существенных изменений не произошло. Ростехнадзору не дали дополнительных людей и финансирования. Если происходит инцидент с увечьями и гибелью людей, реакция, конечно, со стороны Ростехнадзора есть. Но в большинстве иных случаев даётся ответ: «Идите в другое место». В итоге, как и в случае с жилнадзором, всё сводится лишь к сбору платежей с подведомственных предприятий, – поясняет эксперт «Октагону».
ЧП были, есть и будут
О том, что реформа не принесла ожидаемых плодов, говорит непрекращающийся вал публикаций о ЧП с лифтами и эскалаторами. Наиболее резонансными в январе этого года стали новости из Казани и Москвы. В первом городе с девятого этажа рухнул наполненный людьми лифт, а в столице страны 11-летнему школьнику зажало голову на эскалаторе на станции МЦК «Окружная». Ребёнок попал в реанимацию.
В феврале в Москве погиб упавший в шахту лифта мужчина. В Мытищах сорвался лифт с пятью пассажирами, их спасло срабатывание аварийной системы торможения. В марте из-за падения в шахту лифта погиб житель Иркутска, двоих детей зажало на эскалаторах в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Рухнувший лифт убил молодого человека в Самаре. Во Владивостоке два пенсионера пролетели несколько этажей вниз в запертом лифте, пока кабину не заблокировало системой торможения.
Пассажиры лифтов всё чаще стали попадать в ЧП.Фото: Артём Коротаев/ТАСС
В апреле житель Тулы упал с эскалатора в торговом центре и умер от полученных травм. В Махачкале эскалатор оторвал пальцы четырёхлетнему ребёнку. Срывались в шахту лифты с пассажирами в Оренбурге и Энгельсе. В мае два жителя Уфы оказались заперты в лифте горящей многоэтажки, а на юго-востоке Москвы лифт с 16-летним молодым человеком рухнул, пролетев вниз пять этажей. Пассажир сломал ногу.
Фирмы-однодневки и отключённые системы безопасности
Константин Крохин называет сложившуюся ситуацию «вакханалией» и отмечает, что рынок обслуживания лифтового оборудования наполнен однодневками:
– Употребляя это слово, я имею в виду не использование схем по обналичиванию денег, а отсутствие ответственности у его участников. Особенно у которых уставный капитал по 10 тысяч рублей. Их сотрудники слабо обучены и не в состоянии должным образом следить за оборудованием.
Сложная ситуация складывается и у крупных игроков. Среди них бывший монополист – московская компания «Мослифт». Недостаточный объём финансирования и текучка кадров приводят к тому, что один специалист вынужден обслуживать от 80 до 300 подъёмников. Столь большая нагрузка сказывается на качестве.
Одним из наиболее опасных проявлений кризиса на рынке стало отключение систем безопасности лифтов – PAI.
На рынке обслуживания лифтового оборудования не хватает специалистов.Фото: Александр Мамаев/Octagon.Media
– Из-за того, что допускают нарушения при эксплуатации или монтаже (например, не следят за направляющими, допускают скачки напряжения), лифт может плохо работать, трястись, отключаться или переходить в пожарный режим. Чтобы при этом не срабатывали системы безопасности, останавливающие лифт, эти системы отключают сотрудники эксплуатирующих организаций. В результате человек едет в опасном лифте и не знает об этом, – говорит Константин Крохин.
Эксперт не исключает, что сложившаяся на рынке ситуация является одним из проявлений более глобальной проблемы.
– Проблема с лифтами – зеркало кризиса, в котором оказались надзорные органы. Схожая ситуация в жилнадзоре, в сфере защиты прав потребителей. Граждане идут в надзор, их перенаправляют в прокуратуру. Мы ощущаем отсутствие государства. Чиновники понимают: если они подкрутят гайки, то оставшиеся работники разбегутся. Убирать фекалии, разгребать мусор, ремонтировать лифты в условиях, когда на тебя в любой момент могут завести дело, будет мало желающих.
Денег нет, но лифты держите
Ещё одной причиной кризиса стал недостаток финансирования. Как поясняет «Октагону» министр одного из региональных правительств, он вызван нежеланием власти поднимать тарифы на обслуживание лифтов, чтобы не спровоцировать социальное недовольство.
Президент ассоциации «АКОН» Никита Чулочников напоминает, что ответственность за весь жизненный цикл лифтов – от их установки до демонтажа – сегодня лежит на УК и ТСЖ.
– Добросовестность работы УК и ТСЖ часто зависит от объёма собранных средств и хозяйственного отношения собственников. Особенно большие проблемы возникают, если деньги собирались УК и ТСЖ на спецсчёт дома и их не хватает для своевременной замены лифтов по истечении 25-летнего срока эксплуатации из-за резкого подорожания лифтового оборудования, – считает эксперт.
Наиболее остро такая проблема встала в Челябинске. Почти половина местных УК оказалась не в состоянии собрать даже половины необходимой для замены лифтов суммы. В результате под угрозой отключения и консервации оказалось около 500 лифтов.
Санкции породили «каннибализм»
На безопасность лифтового хозяйства повлияло и усиление санкций. Российский рынок покинули Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю приходилось около 15 процентов парка. До 40 процентов комплектующих, даже в лифтах отечественного производства, занимают импортные детали.
«Сейчас активно развивается импортозамещение, отечественные лифтовые заводы загружены заказами и значительно подняли цены на лифтовое оборудование. Ремонт импортных лифтов также подорожал из-за роста стоимости импортных запчастей».
Никита Чулочников
президент ассоциации «АКОН»
Константин Крохин добавляет, что за последний год доля санкционных рисков снизилась. Этому способствовал параллельный импорт. Однако срок поставки необходимых запчастей при этом вырос.
Никита Чулочников сообщает о случаях, когда УК вынуждены останавливать изношенные лифты. А если на площадке два лифта, один из них иногда останавливают и используют как донора для других лифтов, что недопустимо.
Импортозамещение с уголовным уклоном
Импортозамещение в сфере производства лифтов сталкивается с рядом проблем, в том числе уголовных. В конце мая этого года вышел на свободу сын бывшего губернатора Иркутской области Андрей Левченко. Суд признал его виновным в мошенничестве при замене лифтов в ходе капремонта жилых домов. Согласно материалам следствия, он совместно с директором местной компании «Звезда» Олегом Хамуляком попытался разделить товарный рынок с помощью картельного соглашения с вице-президентом Национального лифтового союза Сергеем Чернышовым и бывшим топ-менеджером ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» Дмитрием Коженовым.
Эта договорённость привела к незаконному извлечению дохода на сумму почти 1 млрд рублей.
Показательным стало также противостояние УФАС Татарстана и крупнейшего российского производителя лифтов – ПАО «Карачаровский механический завод» (КМЗ). Предприятие выиграло конкурс на замену лифтов в Казани и Набережных Челнах, но договор стороны не заключили. Фонд ЖКХ обвинял в этом КМЗ, заявляя, что завод избегал заключения договора под надуманным предлогом. По жалобе антимонопольщиков производитель лифтов был включён в список недобросовестных подрядчиков. Предприятие свою вину отрицало, но проиграло в арбитражных судах. Позднее оно было признано банкротом.
Вернуть на рынок государство
Путём выхода из сложившегося кризиса участники рынка называют усиление контроля со стороны государства.
– Необходимо развивать госпрограммы финансовой поддержки УК и ТСЖ по своевременной замене лифтов и стимулировать регионы включаться в них. Сейчас только несколько пилотных регионов включились в программу Минстроя для владельцев спецсчетов, где недостаточно средств на замену лифтов. Она предусматривает несколько схем рассрочки оплаты производителю лифта и частичного субсидирования регионом или муниципалитетом его стоимости при накоплении на спецсчёте большей части его стоимости, – говорит Никита Чулочников.
Эксперт отмечает, что власти многих регионов неохотно вступают в эту программу, потому что она требует наличия средств в бюджете на её исполнение. А пока государство остаётся в стороне, очередные трагедии – лишь дело времени.