- Миру не хватает ядерных ресурсов
- Откроет ли мирный атом дорогу на Луну и Марс?
- «Росатом» увеличит атомную генерацию больше чем в полтора раза
Тема освоения Арктики с начала этого года стала для международного сообщества одним из центральных геополитических вопросов, затронувших в том числе проблемы безопасности и доминирования. После американского «казус белли» в Гренландии для России планы стратегического развития регионов Чукотки и Арктики приобрели новый оттенок, превратившись из программы развития макроэкономики региона в проект исключительной важности, а использование в этой зоне новейших технологий ещё сильнее укрепило доминант страны в регионе.
Публикация информации об использовании «Росатомом» новейших плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС) для «подпитки» инфраструктуры нового строящегося на Чукотке стратегического объекта, Баимского горно-обогатительного комбината, на котором к 2030 году планируется добывать до 70 млн тонн меди и золота в год, придало этому ключевому для развития Арктики и Дальнего Востока индустриальному проекту иное звучание. Инновационная российская технология, которая должна помочь укреплению ресурсного, энергетического и технологического суверенитета страны на этом проекте, вот уже несколько лет вызывает в западном медийном сообществе ожесточённые споры. Российские атомные плавучие энергоблоки несколько лет назад окрестили «плавучим Чернобылем» и «ядерным Титаником» – мировая общественность относится к системе безопасности российского ноу-хау крайне ревниво и с большим подозрением.
Проект строительства четырёх новых энергоблоков ПАТЭС для работы в Арктике, по неподтверждённым данным, оценивается приблизительно в 140 миллиардов рублей, и должен обеспечить подачу необходимой для работы Баимского комбината электроэнергии непосредственно с моря, без необходимости строительства дополнительных энергетических мощностей на суровой и трудно осваиваемой чукотской земле. Согласно данным «Росатома», плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) в настоящее время является самым передовым энергетическим комплексом на базе судна, предназначенным для выработки электро- и тепловой энергии в прибрежных и труднодоступных районах. Для суровой зоны Арктики такое решение можно считать оптимальным.
Не страшны ни шторм, ни вьюга
Российские инноваторы настаивают, что проектирование любой ПАТЭС осуществляется с учётом всех требований атомной безопасности и норм морского судостроения – достаточно посмотреть на технологическое оснащение установок. Реактор ПАТЭС оснащен многоуровневой системой безопасности, включающей активные и пассивные элементы, а одним из ключевых механизмов аварийной защиты является система экстренного расхолаживания и сброса воды. В случае нештатных ситуаций (например, резкого повышения температуры или давления в первом контуре) система обеспечивает подачу охлаждающей воды к активной зоне реактора, а также отвод избыточного тепла. Экстренный сброс воды реализуется таким образом, чтобы предотвратить повреждение топлива и сохранить целостность реакторной установки, при этом все процессы проходят в герметичных контурах, исключающих попадание радиоактивных веществ в окружающую среду.
Ремонтные работы на плавучей атомной теплоэлектростанции.Фото: ПАТЭС/Атом Медиа
Подобные предосторожности обеспечивают высокий уровень надёжности ПАТЭС, позволяя эксплуатировать установку в суровых арктических условиях при соблюдении всех требований ядерной и экологической безопасности. Шторм или даже цунами для подобных установок явно не помеха. Устойчивость ПАТЭС к большим волнам и экстремальным морским условиям обеспечивается в том числе за счёт конструктивных решений корпуса и системы швартовки. Корпус имеет повышенную прочность и остойчивость, рассчитанную на воздействие штормов, высоких волн и колебаний уровня моря. Реакторная установка и критически важные системы размещаются ниже ватерлинии и дополнительно защищены амортизирующими и демпфирующими элементами, что снижает влияние качки и ударных нагрузок. Даже при экстремальных волновых воздействиях сохраняется работоспособность систем безопасности и возможность безопасного остановки реактора.
На расхват
«Росатом» намерен построить до 2039 года 62 реактора АЭС малой мощности (АСММ), и примерно 18 из них — для плавучих атомных станций. Плавучие энергоблоки могут оказаться востребованными в том числе в окружённой спорами Гренландии – США намерены активно развивать этот богатый редкоземельными металлами и другими ресурсами регион в самом ближайшем будущем, и созданные для обслуживания именно таких труднодоступных регионов и удалённых промышленных кластеров ПАТЭС, могут оказаться незаменимыми для будущей разработки гренландских территорий.
Тем более, что за пять лет работы прозвище «плавучего Чернобыля» утратило свою актуальность – безопасность работы новых энергоблоков успешно прошла проверку временем, доказав всему миру свою экологическую и радиационную безопасность. Мониторинг морской зоны вокруг ПАТЭС продемонстрировал тенденцию к снижению природного радиационного фона и даже увеличение популяции водных растений и зоо- и фитопланктона вокруг станций. Нулевые выбросы, расширение и дополнение возможностей активно используемых ресурсов мирного атома сделало ПАТЭС уникальной и крайне востребованной универсальной экологической технологией, которую можно с лёгкостью доставить в любую точку морской поверхности, с возможностью последующей оперативной переброски в любую другую зону.
Единственная в мире действующая плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» обеспечивает электро- и теплоснабжение изолированного Чаун-Билибинского энергоузла на Чукотке.Фото: ПАТЭС/Атом Медиа
Для различных клиентов «Росатом» предлагает на экспорт различные модификации плавучих АЭС, например, в арктическом или тропическом исполнении. Многие покупатели уже заинтересовались российской разработкой не только благодаря её экологичности и мобильности, но и в связи с особо низкой стоимостью производимой на платформах электроэнергии, несопоставимой с обычно используемыми в труднодоступных районах мелкими дизельными электростанциями. Покупка ПАТЭС, по словам представителей «Росатома», уже обсуждается с рядом стран Южной Африки, в том числе с Нигерией и ЮАР. На данный момент российская госкомпания является монополистом в сфере технологий плавэнергоблоков, хотя некоторые страны и пытаются воспроизвести подобные технологии у себя.
Российские эксперты уверены, что, несмотря на разработку за рубежом, в Китае, КНР и США, технологий плавучих энергоблоков с реакторами, близкими по характеристикам к российским, все они до сих пор находятся на стадии технического проекта и уступают по своим характеристикам отечественным реакторам. Российское лидерство в этой сфере пока что неоспоримо, как и в целом технологический доминант России в Арктике, на который так отчаянно претендуют отдельные представители международного сообщества.
