«Большая семёрка» готова ввести запрет на покупку российских алмазов. Неофициально страны G7 не пускают на свои рынки некоторые драгоценные камни из РФ на этой неделе. Решение принято якобы после посещения делегацией «Группы семи» мирового центра огранки алмазов – Индии. Очередной этап усиления давления на Россию может ударить по экономике как Индии, так и всей планеты, притом что главный производитель российских алмазов – «Алроса» – почти не пострадает.
На текущей неделе иностранные СМИ сообщили о том, что G7 ограничила поступление на свой рынок огранённых и полированных российских алмазов весом один карат и более. Официальных документов пока нет, масштабных запретов, которые давно обсуждаются и готовятся, тоже не последовало.
Соединённые Штаты ввели санкции против «Алросы» (на её долю приходится 27 процентов мирового рынка алмазов) в апреле 2022 года. Тогда же президент Джо Байден запретил импорт российских алмазов. Америка ожидала, что её примеру последует Евросоюз, но воспротивилась Бельгия: она не желала рисковать пятивековым статусом Антверпена как крупного центра торговли алмазами и опасалась усиления роли Дубая на этом направлении.
Кроме того, участие России в экономике Бельгии было велико: экспорт необработанных алмазов из РФ в европейскую страну в денежном выражении составлял на протяжении последних лет около 60–65 процентов.
В прошлом году Бельгия импортировала российских камней на сумму 1,4 млрд евро.
В середине сентября премьер-министр Бельгии Александр де Кроо представил странам «Большой семёрки» проект по отслеживанию происхождения алмазов – для ограничения торговли российскими камнями на мировом рынке.
– Теперь у новых санкций больше шансов быть принятыми, так как к ним присоединяется Бельгия, которая ранее блокировала ограничения против российских алмазов, – комментирует «Октагону» аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачёв.
Как ожидается, полный запрет на добываемые в России алмазы вступит в силу в странах «Группы семи» с января 2024 года. Официальное решение может быть принято до конца октября. Если в ближайшие недели соглашение не будет достигнуто, «вероятно, потребуется ещё несколько месяцев, чтобы это произошло», пишет одно из ведущих изданий Ближнего Востока The National.
Затягивание процесса принятия санкций приводит к снижению их негативного влияния на Россию в дальнейшем. А экономике других стран эти ограничения способны нанести значительный ущерб.
Индия: меж двух огней
Эмбарго на прямой и косвенный импорт российских алмазов ставит под угрозу деятельность множества предприятий по всему миру – от горнодобывающих до дилерских и ювелирных – и может в прямом смысле слова привести к экономической катастрофе в масштабах планеты, считает промышленный эксперт Леонид Хазанов.
– Начнётся уничтожение огромного рынка, который даёт работу многим людям в разных странах мира. По всей планете может прокатиться волна массовых увольнений огранщиков и ювелиров, не говоря уже о занятых в компаниях по производству инструмента по обработке алмазов, трейдерах, сотрудниках специализированных фирм по перевозке драгоценных камней, страховых организаций, – делится своим мнением собеседник.
В первую очередь новые санкции ударят по Индии. Как рассказал Financial Times президент Бхаратской алмазной биржи (Bharat Diamond Bourse) Ануп Мехта, российские алмазы создают 60 процентов рабочих мест в индийской промышленности, где занято свыше 1 миллиона человек. Индийская алмазная отрасль полирует 9 из 10 камней, добываемых в мире. В главном алмазообрабатывающем городе Индии – Сурате – расположено более 6 тыс. предприятий по огранке драгоценных камней, годовой оборот которых составляет 21–24 млрд долларов.
Новые санкции ударят по алмазообрабатывающим предприятиям Индии.Фото: Ajit Solanki/AP/TASS
Когда в прошлом году Америка ввела санкции против российской «Алросы», большинство работников отрасли в Индии на два месяца было отправлено в принудительные отпуска.
«На этот раз может произойти как минимум 20–25-процентная потеря рабочих мест среди предприятий по огранке алмазов в Сурате», – заявил председатель Совета по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий (Gem & Jewellery Export Promotion Council) Випул Шах.
США – важный экономический партнёр Индии на алмазном рынке, на которого приходится около 50 процентов объёма приобретаемых бриллиантов. Поэтому необходимо учитывать требования американского потребителя. «Когда вы разговариваете с Большим Папочкой, вы просто говорите “да”, а не спорите, – отмечал Ануп Мехта.
В начале августа американские власти заморозили несколько алмазных сделок с продавцами из Индии на сумму свыше 20 млн долларов из-за подозрений в торговле российскими драгоценными камнями. В конце августа Индия попросила Штаты разблокировать сделки. Вполне вероятно, что для оказавшейся меж двух огней страны российские алмазы стали разменной монетой.
Раньше все алмазы, прошедшие огранку и шлифовку в Индии, можно было называть индийскими по происхождению.
В соответствии с новым запретом если они куплены у России, то остаются российскими даже после обработки.
Как уточнил Ануп Мехта, индийским трейдерам российских алмазов придётся обеспечивать работу системы отслеживания происхождения драгоценных камней.
«Для этого изучается ряд протоколов, разработанных различными странами и агентствами: бельгийский протокол, индийский протокол и протокол Всемирного алмазного совета. G7 придётся определить правильный протокол для отслеживания алмазов. Прежде чем он будет завершён, пройдут ещё два раунда переговоров с G7», – сообщил он газете The Economic Times.
Новый поворот
Запрет на ввоз бриллиантов – огранённых российских алмазов – будет очень сложно реализовать, если вообще возможно, полагает Алексей Калачёв.
– Экспертиза происхождения камней – дело дорогое и технически сложное. К тому же будет просто невозможно отделить бриллианты из камней, поставленных до введения санкций, от камней, поставленных после, – поясняет аналитик.
По его словам, речь идёт о реструктуризации алмазного рынка таким образом, чтобы сократить доходы России от продажи алмазов, но при этом не снижать поступления алмазного сырья.
– Видимо, расчёт на то, что общий баланс рынка сохранится, но изменится география поставок, как это ранее произошло, например, с углём. В частности, предлагается сохранить преференции для алмазов из Африки. При этом Индия сможет и дальше обрабатывать российские алмазы, – замечает Алексей Калачёв.
– С алмазным рынком произойдёт то же самое, что ранее – с рынками нефти, дизтоплива, СПГ, то есть всего российского, что Запад пытался запретить. Западный рынок адаптируется, а российский тем более, – рассуждает кандидат политических наук, политолог Антон Чаблин. – Альтернативные каналы поставок даже искать не надо – крупнейшие ювелирные центры будут рады российскому сырью. За счёт российского сырья наверняка стремительно вырастет китайский рынок «ювелирки». Консервативные прогнозы: к 2026 году он превысит 900 миллионов юаней. Возможно, появятся и другие рынки – например, в Юго-Восточной Азии.
Собеседник убеждён, что процесс адаптации российского рынка уже начался и после официального объявления о введении новых санкций завершится в течение нескольких месяцев.
Российские алмазы востребованы на мировом рынке.Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Помимо прочего, иностранные медиа отмечают, что Россия начала переориентироваться на другие направления, а текущая ситуация дала толчок к развитию отрасли в странах, прежде в ней практически не задействованных. Например, новые центры огранки и полировки появились в Армении и Белоруссии. Китай стал новым крупным портом захода для российских алмазов. Дубай с его выгодным географическим положением между Востоком и Западом, а также недавним притоком российского бизнеса тоже получил значительную выгоду от существующих санкций, пишет The New York Times.
Доходы России от продажи алмазов за границу сократятся, но незначительно, поскольку уже идёт рост экспорта в КНР и Армению для огранки и продажи различным покупателям, подтверждает Леонид Хазанов.
Он добавляет, что на Ближнем Востоке найдётся немало желающих подзаработать на перепродаже российских камней, обходя запреты на сделки с ними.
– Может повториться тот же сценарий, что с нашей нефтью. В её случае появился теневой флот, перевозящий чёрное золото туда, где оно нужно. Ценовой же потолок вообще оказался пробит, и в сентябре Urals котировалась выше 83 долларов за баррель. Аналогичным образом могут развиваться и события вокруг российских алмазов, – уверен эксперт.
В то же время «Большая семёрка», с его точки зрения, практически ничего не выиграет. Ни один из её членов не сможет заменить Россию на глобальном алмазном рынке. Алмазы добываются лишь в одной стране – участнице G7 – Канаде, да и то по объёмам её добыча меньше, чем в России, – 23,2 млн карат против 43,2 млн карат по итогам 2022 года.
– То же самое можно сказать об остальных государствах планеты: никто из них не сможет быстро довести добычу до российских объёмов. Подобное технически невозможно: процесс вовлечения в эксплуатацию крупных месторождений алмазов занимает несколько лет, и ускоренно запустить добычу даже на осваиваемых в настоящее время объектах не способна ни одна компания, – заключает Леонид Хазанов.
Таким образом, очередное расширение санкций со стороны G7 по большей части повлияет на экономику Запада и зависимых от ситуации стран. Одновременно с этим можно ожидать резкого скачка цен на алмазы – как минимум на 10–20 процентов.