Сделка, которую рынок высоких технологий ждал около двух лет, завершена. Нидерландская компания Yandex N.V. договорилась о продаже бизнеса «Яндекса» за 475 млрд рублей консорциуму частных инвесторов, ни один из которых не получит контролирующей доли. В числе новых совладельцев – ЛУКОЙЛ и бывший зампред «Газпрома». Все условия сделки пока не раскрыты. Несмотря на то что эксперты положительно оценили новость, акции «Яндекса» на Мосбирже на неё отреагировали негативно.
Ключевые параметры
5 февраля Yandex N.V. сообщила о достижении окончательных договорённостей с консорциумом покупателей о продаже российских активов. «С февраля 2022 года группа “Яндекс” и наша команда сталкивались с исключительными вызовами. Мы надеемся, что нашли лучшее решение из возможных для наших акционеров, нашей команды и наших пользователей в текущих экстраординарных обстоятельствах», – цитирует слова председателя совета директоров компании Джона Бойнтона пресс-служба Yandex N.V.
Нидерландская Yandex N.V. перестанет быть головной компанией группы. До 31 июля 2024 года она сменит название и прекратит использовать бренды «Яндекса». Новой головной компанией «Яндекса» станет Международная компания акционерное общество (МКАО) «Яндекс» – частная и независимая организация, акции которой будут торговаться на Московской бирже.
Генеральным директором «Яндекса» останется Артём Савиновский.
Компания сохранит бизнесы, сервисы и активы группы Yandex N.V., за исключением зарубежных стартапов (Nebius, Toloka, Avride и TripleTen) и дата-центра в Финляндии.
Сумма сделки – 475 млрд рублей «с учётом дисконта в размере не менее 50 процентов от рыночной стоимости в соответствии с требованиями подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций», отмечается в пресс-релизе.
Основным владельцем МКАО «Яндекс» станет ЗПИФ «Консорциум.Первый» во главе с менеджерами «Яндекса». В консорциуме будут состоять ещё четыре пайщика – структуры Александра Чачавы (основатель венчурного фонда LETA Capital), Павла Прасса (генеральный директор специализированного депозитария «Инфинитум»), группы «ЛУКОЙЛ» и инвестора, бывшего заместителя председателя «Газпрома» Александра Рязанова. В сообщении подчёркивается, что ни у одного из пайщиков нет контролирующей доли, а команда менеджеров «Яндекса» сохранит управление компанией и право принятия ключевых решений.
Реакция биржи и экспертов
В ожидании сделки акции «Яндекса» на Московской бирже в течение полутора недель выросли на 20 процентов. После объявления о её завершении на открытии торгов котировки упали на 9,27 процента – до 2870 рублей, – правда, потом падение замедлилось и часть потерь была отыграна. Одной из причин снижения может быть отсутствие ясности по поводу параметров обмена акций Yandex N.V. на МКАО «Яндекс».
«Исходя из цены продажи российского бизнеса, в пересчёте на одну акцию Yandex продают за 1263 рубля, что предполагает значительный дисконт к цене как на Мосбирже, так и в Евроклире. Ключевой параметр – обмен акций Yandex N.V. на МКАО “Яндекс” – пока не раскрыт, ясно лишь то, что он будет. По сути, тут придётся полагаться на честность и порядочность инвесторов из ЗПИФ “Консорциум.Первый”», – отмечается в комментарии аналитиков ИФК «Солид».
Акции «Яндекса» негативно отреагировали на новость о совершении сделки.Фото: Сергей Коньков/ТАСС
Генеральный директор информагентства Telecom Daily Денис Кусков оценивает новость позитивно с учётом длительности подготовки и рисков утраты независимости.
– Сделка готовилась почти два года, и хорошо, что она разрешилась. Это был непростой процесс. Речь шла о компании, которая всю жизнь являлась и является лидером в своём сегменте. По сути, сделка для россиян качественная по той причине, что она позволяет сохранить все виды бизнеса и обеспечить дальнейшее развитие компаний. Важно, что ни у кого нет контрольного пакета акций, – заявляет он «Октагону».
По словам собеседника, в текущей реальности раздела бизнеса не произойти не могло, а озвученная конфигурация позволит «не поставить крест на дальнейшем развитии» и сохранить для пользователей все те сервисы, к которым они привыкли.
Нефтегазовое вливание
Примечательно, что в числе новых пайщиков не оказалось игроков, активно строящих свои экосистемы и в своё время плотно сотрудничавших с «Яндексом». Со Сбером, партнёрские отношения с которым у «Яндекса» начались в 2009 году, компания рассталась летом 2020 года, когда партнёры разделили совместные проекты. Не вошёл в состав консорциума и холдинг VK, которому в 2022 году «Яндекс» продал социальную сеть «Дзен» и агрегатор новостей.
В то же время в составе консорциума появились довольно неожиданные фигуры. Если Александр Чачава и Павел Прасс имеют непосредственное отношение к IT-бизнесу, то компания «ЛУКОЙЛ» и Александр Рязанов довольно далеки от этого рода деятельности. Последний, покинув «Газпром», специализировался на инвестициях в ценные бумаги, строительство и сельское хозяйство.
Его приход в «Яндекс», вероятно, будет трактоваться как попытка расширить инвестиционный портфель.
Аналогичным образом прокомментировал своё участие и ЛУКОЙЛ, заявивший, что после закрытия сделки его доля в «Яндексе» составит около 10 процентов. «Приобретение доли в одном из лидеров в области цифровых технологий является для группы “ЛУКОЙЛ” портфельной венчурной инвестицией, которая, как ожидается, будет в том числе способствовать развитию высокотехнологичных решений и повышению эффективности в первую очередь в розничном бизнесе компании», – сообщила пресс-служба ЛУКОЙЛа.
– Такое сотрудничество для ЛУКОЙЛа действительно привлекательно с точки зрения развития розничного топливного бизнеса. «Яндекс.Такси», «Яндекс.Заправки», система баллов при возможности оплаты ими топлива – всё это вполне отвечает интересам нефтяной компании, – считает заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр», автор телеграм-канала Oilfly Дмитрий Гусев.
Денис Кусков также не исключает, что при помощи новых пайщиков государство будет осуществлять опосредованный контроль над «Яндексом»:
– Эти люди и компании так или иначе близки к государству, и оно продолжит контроль за «Яндексом» в таком формате. Для этого не обязательно его национализировать. Понятно, зачем это нужно. Сервисы «Яндекса» используют десятки миллионов человек, это огромная аудитория и огромный массив данных.