Одно из самых перспективных золоторудных месторождений мира находится в Бодайбинском районе Иркутской области. Для компании «Полюс» это проект номер один, но его реализация идёт со сложностями. На следующий год намечен старт опытно-промышленной эксплуатации, то есть непосредственного производства золота на месторождении пока не будет. Сдача золотоизвлекательной фабрики (ЗИФ) планируется только в 2028 году.
Встали в очередь
Сухой Лог – одно из крупнейших неосвоенных месторождений золота в мире, открытое в 1961 году. В настоящее время его доказанные и вероятные запасы составляют более 1,2 тыс. тонн (хотя в некоторых источниках фигурирует цифра 2 тыс. тонн). Это проект с временными границами в десятки лет.
– Открывшие и разведавшие Сухой Лог геологи получили Ленинскую премию. Исследования продолжились. К началу 1990-х годов проба массой 1,2 тонны была перевезена в город Балей в Читинской области, где находится опытная фабрика в составе нашего института. Уже началось проектирование золотодобывающего предприятия, начали строить мост через Витим и дорогу Таксимо – Бодайбо, но грянула перестройка, работы остановили. Несколько лет пытались привлечь инвесторов, потом государство и вовсе изъяло лицензию, – вспоминает бывший генеральный директор Иркутского научно-исследовательского института благородных и редких металлов и алмазов Владимир Дементьев.
«Полюс» получил лицензию на разработку Сухого Лога в 2017 году.
26 декабря руководство компании провело встречу с властями Приангарья, и Сухой Лог стал главной темой разговора. Топ-менеджмент холдинга сообщил, что к добыче драгметалла всё готово. В соответствии с актуальным графиком первую очередь золотоизвлекательной фабрики мощностью 10 млн тонн руды в год компания планирует сдать на месторождении в 2028 году, вторую очередь – в 2030-м. После этого мощность производственного комплекса вырастет в три раза.
Прочь влияние извне
По данным Союза золотопромышленников России, в ноябре запасы драгоценных металлов в российских банках увеличились примерно на 2,5 процента и превысили 73 тонны. С начала 2023 года повышение оценивается почти в 13 процентов. По мнению аналитиков, в начале следующего года цена золота может достичь 2152 долларов за тройскую унцию в противовес 2073 долларам, по которым оно торгуется сейчас.
«Возможно, инвесторы попробуют вернуть цену на недавний исторический максимум», – полагает ведущий аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.
Золотые резервы России продолжают расти.Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
«Проект является одним из крупнейших проектов на территории области. Он оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие не только нашего региона, но и страны в целом», – отмечал губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.
Золото остаётся одним из наиболее надёжных средств инвестирования, хотя санкции и внешнее давление, безусловно, создают проблемы российским золотопромышленникам. Как предсказывали эксперты, сроки реализации проекта «Сухой Лог» претерпели изменения. Ранее предполагалось, что ЗИФ на месторождении будет сдана в 2027 году. К настоящему моменту должно было быть закончено банковское технико-экономическое обоснование проекта, однако сведений об этом пока нет.
Копай или уходи
Запуск Сухого Лога ещё больше упрочит положение компании «Полюс» в качестве российского лидера отрасли. В России растёт диспропорция между добычей и разведанными запасами золота, объём последних оценивается в 7,5–15 тыс. тонн (более оптимистичной точки зрения придерживаются Роснедра). Существуют крупные устойчивые компании, надолго обеспеченные запасами, такие как «Полюс» с его тысячами тонн, но основное число участников рынка балансирует на грани.
– Запасов хватит на 30–40 лет на крупных месторождениях типа Сухого Лога, Наталки и ещё нескольких. Но у большинства мелких предприятий запасов на несколько лет. Они долго не протянут, в лучшем случае 10–15 лет, – уверен бывший начальник отдела Иркутского НИИ благородных и редких металлов и алмазов Борис Кавчик.
На прошлой неделе президент РФ Владимир Путин подписал закон о повышении с 1 сентября 2024 года платежей за пользование недрами при затягивании сроков геологоразведки.
Также закон предусматривает возможность вычета понесённых компаниями затрат на геологоразведочные работы.
Очевидно, что нововведение должно стимулировать разведку недр, в том числе залежей драгоценных металлов. Сейчас геологи могут затягивать работы и платить несущественные штрафы, но с осени следующего года начинают действовать повышающие коэффициенты финансовых санкций. Превышение предельного срока геологоразведочных работ на год карается двойной ставкой платежа, на два – уже десятикратной, третий и последующие годы задержки – стократным повышением.