Новости
02 апреля 2024, 15:52 Юлия Виноградова

В Киргизии вступил в силу закон о контроле за иностранными НКО

Президент Киргизии Садыр Жапаров подписал документ «О внесении изменений в закон “О некоммерческих организациях”», следует из его поста в соцсетях. Местные СМИ прозвали новый документ «законом об иноагентах». При этом президент утверждает, что никаких преследований по закону не будет.

«Неправительственные организации, работающие в нашей стране в течение 30 лет, нигде не регистрировались и никому не отчитывались. Они лишь открывали банковские счета, брали деньги у иностранных доноров и использовали их на своё усмотрение, в том числе в личных целях», – написал Жапаров. Отмечается, что теперь им придётся регистрироваться в министерстве юстиции и работать открыто.

Из документа следует, что организации, получающие финансирование из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью, получат статус «иностранный представитель», а также войдут в специальный реестр. Целью закона назвали обеспечение открытости и публичности работы некоммерческих организаций (НКО), которые получают средства из иностранных источников.

Под политической деятельностью имеется в виду участие организации в проведении собраний, митингов, демонстраций, дебатов, дискуссий и выступлений. В том числе это деятельность, направленная на получение определённого результата на выборах и референдумах, а также публичные обращения к государственным органам.

«НКО распространяют ложную информацию, говоря “нас будут преследовать, нас будут задерживать как агентов иностранного государства”», – добавил Жапаров. По словам президента, он может предоставить гарантии, что никаких преследований по закону не будет.

Законопроекты, так или иначе аналогичные российскому закону об иноагентах, вносятся в странах СНГ регулярно. Например, в прошлом году парламент Грузии проголосовал против законопроекта об иноагентах, а в начале марта 2024-го его вообще отозвали. В заявлении правящей партии «Грузинская мечта» утверждалось, что на документ «наклеен ложный ярлык российского закона». При этом в первом чтении законопроект сначала приняли, что в конечном итоге назвали «отходом от европейского курса». Парламентарии заявили, что намерены дождаться, когда «спадёт эмоциональный фон», и они смогут «лучше объяснить общественности», почему «важно было обеспечить прозрачность иностранного влияния» в стране.