Канадская полиция выдавила «Конвой свободы» из центра Оттавы
В соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законом о чрезвычайных ситуациях, были заморожены 206 банковских счетов.Фото: Cole Burston/The Canadian Press/ZUMA/TASS
В Оттаве 19 и 20 февраля прошла одна из крупнейших полицейских операций в истории Канады, которая положила конец акциям протеста против обязательных прививок от COVID-19 в центре столицы.
53 автомобиля были отбуксированы, около 170 человек арестованы, ещё десятки избиты полицией в защитном снаряжении, окружившей протестующих и вытеснившей их из центра города. Ранее власти выделили в городе «красную зону», охраняемую 100 блокпостами.
Протестующие занимали центр Оттавы три недели, перекрыв главные улицы и установив кухни, склады топлива, административные палатки, детские игровые площадки и сцену. Полиция всё это время предпочитала держаться в стороне, чтобы предотвратить эскалацию.
15 февраля премьер-министр Канады Джастин Трюдо объявил о решении применить закон о чрезвычайных ситуациях, который даёт правительству право принимать специальные меры для обеспечения безопасности и порядка в стране. Последний раз закон применялся в 1970 году отцом Джастина Трюдо.
Водители грузовиков и примкнувшие к ним демонстранты проигнорировали предупреждения о том, что им грозит арест, что их машины могут быть конфискованы, а банковские счета – заморожены в соответствии с новыми чрезвычайными полномочиями.
18 февраля в Оттаве полицейские начали операцию, в ходе которой были применены конная полиция, слезоточивый газ и дубинки. К вечеру 20 февраля центр столицы был полностью освобождён от протестующих.
Власти также заявили, что в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законом о чрезвычайных ситуациях, были заморожены 206 банковских счетов.
«Впервые за три недели на улицах спокойно, тихо и чисто. Всё это последовало за принятием закона о чрезвычайном положении», – заявил министр общественной безопасности Марко Мендичино. По его словам, именно меры, разрешённые законом, позволили полиции объявить большую часть центра Оттавы запретной зоной, и сам по себе этот инструмент оказался чрезвычайно эффективным.
Мендичино сообщил, что банковские счета тех, кто отказался уехать, будут оставаться замороженными, пока действует закон. Однако применение закона ещё не одобрено парламентом, 21 февраля – крайний срок принятия решения. Сейчас здание парламента Канады обнесено железным забором, такой же забор окружает парк Конфедерации.
Большинство аналитиков считает, что на этом протесты не закончатся. Согласно опросу, проведённому некоммерческим Институтом Ангуса Рейда до того, как был применён закон о чрезвычайном положении, две трети канадцев считали, что Трюдо, который называл протестующих маргиналами, ухудшил ситуацию. Однако 72 процента респондентов, в том числе основные избиратели Трюдо, сказали, что дальнобойщики должны вернуться домой.
По мнению президента института Шачи Курл, протест, вызванный гневом миллионов канадцев, не утихнет. Шесть из 10 человек, согласно результатам опроса, не одобряют того, что происходит сейчас в Оттаве.
«Во время уникального кризиса в этой стране каждый лидер, у которого был выбор между дверью А и дверью Б – политикой дальнейшего разделения и политикой “успокоения”, – последовательно выбрал политику разделения», – заявила она.
Канадское агентство пограничной службы уже предупредило, что движение грузовиков по пути из западной Канады в Соединённые Штаты было замедлено протестующими, посоветовав путешественникам выбирать другой маршрут.