Сырьевой экспорт пополнил красноярский бюджет

Сырьевой экспорт пополнил красноярский бюджет

Экономика 01 февраля 2024 Алексей Бондарев

Бюджет Красноярского края за прошлый год впервые превысил 500 млрд рублей. Это самый большой финансовый показатель за всю историю региона. Власти утверждают, что достичь его удалось, несмотря на многочисленные экономические вызовы. При этом статистика промышленного производства демонстрирует негативную картину: по итогам года Красноярский край показал серьёзное снижение. Но на бюджете это не отражается, поскольку основной доход региону обеспечивает сырьевой экспорт. В макроэкономическом отношении сибирякам выгоден слабый рубль, который с лихвой компенсирует падение производства.

Кубышка полна

Как сообщили в красноярском министерстве финансов, край успешно идёт своим курсом в условиях «экономической турбулентности». Положительное влияние на доходную часть бюджета оказали развитие внутренних рынков, новые решения сбытовой политики промышленных компаний и рост инвестиционной активности.

«Разнонаправленный характер конъюнктуры сырьевых и валютных рынков обеспечил формирование стабильной доходной базы», – считает глава ведомства Владимир Бахарь.

После двух корректировок, произведённых в течение прошлого года, доходы и расходы краевого бюджета впервые превысили 400 млрд рублей, а доходы консолидированного бюджета перешагнули отметку 500 млрд рублей.

Помимо этого, край завершил 2023 год с профицитом в размере 19,5 млрд рублей и без просроченной кредиторской задолженности.

Госдолг на 1 января 2024 года составлял около 51 млрд рублей.

Правительство края дежурно заявляет, что выполняло все обязательства перед населением, на что ушло примерно 75 млрд рублей. В приоритетном порядке финансировались социальные расходы, мероприятия национальных проектов, поддержка территорий и реализация крупных инфраструктурных проектов. Особое внимание уделялось участникам специальной военной операции и членам их семей.

– Треть всех расходов краевого бюджета была направлена в виде межбюджетных трансфертов в муниципальные образования по различным направлениям. Продолжилась реализация крупных проектов с применением федеральных механизмов «инфраструктурного меню», обновление транспорта, а муниципалитеты получили субсидии на развитие инфраструктуры, – добавляют в минфине.

Подробный отчёт об исполнении краевого бюджета за 2023 год будет рассматриваться летом на публичных слушаниях и на сессии законодательного собрания региона.

Производство отдельно, налоги отдельно

«Главное, чтобы то, что мы прогнозировали, поступило в виде доходов, а всё, что планировали сделать, было выполнено. В прошлом году мы много строили, ремонтировали и укрепляли. Каждое направление будет продолжено в наступившем году», – уверен губернатор Красноярского края Михаил Котюков.

Красноярский край – самая мощная с индустриальной точки зрения территория СФО. Здесь реализуются проекты таких компаний, как «Русал», «Норильский никель», СУЭК, Роснефть и «РусГидро». При этом статистика однозначно говорит о том, что промышленность топчется на месте. На фоне благоприятного финансового положения красноярского бюджета этот факт выглядит парадоксально.

Как отмечает Федеральная служба государственной статистики, в январе – ноябре 2023 года промышленность региона упала почти на 6 процентов. Это самый низкий показатель в Сибири. Также в список аутсайдеров входят Республика Тыва и Кемеровская область.

В Красноярском крае снижаются показатели промышленного производства.В Красноярском крае снижаются показатели промышленного производства.Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

«Произошли существенные изменения функционирования российской экономики. Это коснулось прежде всего экспортно-импортных операций, логистических цепочек, ситуаций на внешних рынках. Все эти изменения не могли не отразиться на динамике промышленного производства в крае», – заявлял в октябре первый заместитель министра экономики и регионального развития края Михаил Бершадский.

В 2022 году промышленность региона продемонстрировала подъём на 2,9 процента. В 2021-м наблюдалось падение на 2,2 процента, в 2020-м снижение составило почти 10 процентов. С 2017 по 2019 год происходил затухавший рост – с 7,1 до 1,4 процента. В 2016 году отмечалось уменьшение на 1,5 процента. Если верить цифрам, промышленность Красноярского края довольно давно существует по принципу «шаг вперёд, два назад». Потому ссылки на пандемию и спецоперацию уже не кажутся такими убедительными.

Почивать на лаврах

Эксперты указывают на то, что у краевой экономики есть множество родимых пятен, которые тянут её назад после периодов успеха разной продолжительности. Главное среди них – отдалённость от рынков сбыта. Также к ним относится слаборазвитая инженерная, транспортная, производственная и социальная инфраструктура. Основные трудовые ресурсы субъекта перетягивает на себя Красноярск, что тормозит развитие муниципалитетов. Сырьевая зависимость, с одной стороны, даёт региону определённую финансовую защиту благодаря гарантированному спросу на углеводороды, металлы и уголь, с другой – ведёт к низкому уровню внедрения высокотехнологичного оборудования на промышленных предприятиях. И это несмотря на то что в крае представлены передовые производства – например, структуры «Росатома» или АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва».

Красноярский край – один из лидеров по абсолютным показателям инвестиционной активности в России. Но и здесь проблема кроется в деталях.

По данным Красноярскстата, в 2023 году 59 процентов организаций региона вкладывались в замену изношенной техники и оборудования. На внедрение новых технологий направили средства только 15 процентов опрошенных компаний.

– Незаконные западные рестрикции изменили логистику поставок продукции и импорта комплектующих, – рассказывает «Октагону» сопредседатель регионального отделения «Деловой России», генеральный директор консалтинговой компании «Сибирская финансовая система» Валентин Богомолов. – Цикл значительно удлинился. Во многих отраслях используется большой парк западного оборудования, которое нуждается в запасных частях и сервисном обслуживании, в постепенной замене на отечественные аналоги и технику из дружественных и нейтральных стран. Это огромные расходы. Ещё один фактор – фантастически высокая ставка Центробанка. Малые и средние компании для поддержания (о каком-то развитии речь уже не идёт, кроме узкого сегмента счастливчиков, получающих государственные субсидии и льготные кредиты) вынуждены кредитоваться от 20 процентов и выше. И это при официальной инфляции в 7 с небольшим процентов.

По словам собеседника издания, не добавляет оптимизма и острейший кадровый кризис. С помощью мигрантов из стран бывшего СССР его не разрешить.

– Речь идёт о людях, способных работать с уникальной техникой. Таких специалистов надо учить со школы. Именно в таких условиях сейчас действует реальный сектор экономики. И то, что обрабатывающий сектор в крае в целом устоял, то, что поставки на экспорт продолжаются, можно с полным основанием назвать трудовым подвигом, – заключает Валентин Богомолов.