Падение выпуска топливных гранул в России продолжается уже третий год. По итогам 2023 года оно снизилось более чем на треть, хотя ещё совсем недавно пеллеты представлялись предпринимателям самым выгодным направлением. Это экологически чистый вид топлива, который успешно экспортировался в Европу. Пеллеты изготавливаются из отходов производства, однако выгода была такой, что многие предприятия всерьёз рассматривали выпуск гранул из балансовой древесины. С началом спецоперации западный рынок закрылся. Аналогичный по платёжной способности вариант пока не найден. Возникла необходимость стимулирования внутреннего спроса, но для отечественного потребителя пеллеты – слишком дорогое удовольствие.
Конец прекрасной эпохи
На волне зелёной повестки потребление пеллет растёт во всём мире. По сути, они представляют собой прессованные опилки. Это биотопливо, которое не облагается никакими карбоновыми налогами в отличие от угля или газа. До недавнего времени российские пеллеты почти на 100 процентов были экспортной продукцией и поставлялись в Европу. Такой расклад давал возможность зарабатывать практически при любой их рыночной стоимости, замечают специалисты, поскольку себестоимость опилок уже включена в себестоимость пиломатериалов.
Теперь, когда освоенные рынки «отвалились», пеллетное производство повсеместно начало падать. Больше всего страдают «лесные» регионы Сибири и Дальнего Востока. В частности, в Иркутской области по итогам прошлого года произвели менее 200 тыс. тонн гранул.
Падение по сравнению с 2022 годом превысило 30 процентов.
Примерно такая же статистика фиксируется в Красноярском крае.
«Производители пеллет потеряли в этой ситуации больше остальных: топливные гранулы отправляли практически полностью в Европу. Сейчас альтернативой служат рынки Южной Кореи и Японии, но их объёмы пока невелики. В Китае пеллеты считаются отходами и запрещены к ввозу в страну. Кроме того, внутренние потребности в этом виде топлива китайские предприятия закрывают самостоятельно», – констатируют в иркутском минлесхозе.
«Мы стремимся к замкнутому, безотходному производству. Щепу и опилки используем для выпуска биотоплива – топливных гранул. Это экспортная продукция. Но в настоящее время пеллеты в страны ЕС мы не поставляем», – заявлял ранее «Российской газете» генеральный директор ООО «Приангарский ЛПК» Константин Баяндин.
Зима поможет
Возник вопрос, что делать с уже развёрнутым производством пеллет. Самый очевидный ответ – использовать самим. Но есть один важный нюанс – стоимость. Жителям российской глубинки топить пеллетами накладно. В последние годы россияне массово переходят на умные котлы, оптимальным топливом для которых служит уголь.
Например, в Красноярске тридцатикилограммовый мешок пеллет можно купить за 250–300 рублей. Практики подсчитали: чтобы отопить дом площадью 100 квадратных метров, в месяц нужно примерно полторы тонны гранул. Это 13–15 тыс. рублей. Итоговая сумма, которая потребуется на весь отопительный сезон в Сибири (минимум шесть месяцев), отпугнёт большинство потенциальных потребителей евротоплива. Уголь обойдётся в несколько раз дешевле. И этот фактор перевесит все его негативные стороны – начиная от выбросов и заканчивая грязью при транспортировке.
Жителям российской глубинки топить пеллетами накладно.Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Однако власти не намерены отказываться от пеллетных планов. На этой неделе специалисты Сибирского федерального университета (СФУ) представили большой доклад о перспективах такого вида топлива. Стоит отметить, что исследования проводились по государственному заданию Минобрнауки России. Учёные однозначно уверены, что внедрять использование пеллет нужно. Даже если для этого потребуются бюджетные затраты.
– Перевод частных домов на отопление пеллетами – это отличная альтернатива. Они более экологичны, чем уголь. Кроме того, так мы поддержим местных производителей – они потеряли рынки сбыта после запрета экспорта продукции на европейские рынки. Ситуацию может спасти рост внутреннего спроса, – убеждён заведующий лабораторией экономики климатических изменений и экологического развития СФУ Антон Пыжев.
Прикрутить фитилёк
Помимо поддержки отечественного производителя, топливные гранулы внесут лепту в решение экологического вопроса. Производство тепла и электроэнергии – один из основных источников загрязнения воздуха во многих мегаполисах мира. В сибирских городах этот эффект усиливает использование угля. Сегодня многие из них являются участниками федерального проекта «Чистый воздух». Согласно оценкам учёных СФУ, переход на топливные гранулы обеспечит сокращение объёмов таких вредных веществ, как оксиды азота, монооксид углерода, оксиды серы и взвешенные частицы.
«Основным сдерживающим фактором для населения является цена», – говорит старший научный сотрудник лаборатории экономики климатических изменений и экологического развития СФУ Екатерина Сырцова.
«Мы предлагаем стимулировать спрос на пеллеты за счёт установления для населения цен, сопоставимых с углём».
Екатерина Сырцова
старший научный сотрудник лаборатории экономики климатических изменений и экологического развития СФУ
На примере миллионного Красноярска эксперты подсчитали, что перевод половины его частных домов (сейчас их насчитывается около 15 тыс.) с угля на пеллеты потребует примерно 205 млн рублей в год. Это субсидии производителям. На фоне прочих затрат государства на жилищно-коммунальную сферу и мер поддержки лесной промышленности сумма вполне подъёмная.
Прощай, мазут
Представители бизнеса также понимают, что искать потребителя гранул следует внутри страны. В начале года один из ведущих российских игроков рынка ПАО «Сегежа Групп» подписал соглашение с правительством Красноярского края. Стороны будут взаимодействовать в вопросах модернизации действующих на территории региона котельных, работающих на угле. Их предстоит перевести на пеллеты. Реализация соглашения будет способствовать снижению объёма вредных выбросов и минимизации негативного воздействия на окружающую среду, уменьшению углеродного следа, а также обновлению основных фондов, обеспечивающих энергоснабжение населения.
«У нас есть успешный опыт применения биотоплива для нужд энергетики. В основном речь идёт про котельные, расположенные на севере края. Эту модель нужно распространять в других территориях. Пеллеты в качестве топлива решают сразу несколько вопросов, среди которых модернизация объектов теплоснабжения, снижение выбросов в атмосферу и утилизация отходов лесопиления. Для Красноярского края это системные проблемы», – заявил председатель правительства Красноярского края Сергей Верещагин.
В год красноярский лесопромышленный комплекс производит около 10 млн кубометров отходов. Это перспективная сырьевая база для изготовления топливных брикетов и евродров. В настоящее время в регионе обсуждается возможность разработки краевой программы по их выпуску. Она обеспечит финансовую поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, которые занимаются переработкой леса, и усилит ответственность за неполное использование древесных отходов.