Карточный домик на китайском фундаменте

Карточный домик на китайском фундаменте

Экономика 16 марта 2022 Тамара Карамазова

Карты Visa и Mastercard российских банков за границей превратились в тыкву – компании присоединились к международному санкционному флешмобу и «временно ушли из России». Топ-менеджеры платёжной системы «Мир» могут открывать шампанское и праздновать добровольную сдачу конкурентами всего рынка «пластика». Но что делать тем, кто планирует поехать за границу? «Октагон» разобрался, как жить без международных платёжных систем.

В уход с российского рынка Visa и Mastercard никто не верил до последнего. Они угрожали хлопнуть дверью ещё после крымских событий 2014 года, но остались в России. Всё дело в прибыли, которую компании здесь зарабатывают – например, в прошлом году общая выручка Mastercard составила 5,22 млрд долларов, при этом около 4 процентов (примерно 200 млн) чистой выручки компания получила от бизнеса, связанного с Россией. Жадность оказалась сильнее декларируемых принципов. В 2014-м платёжные системы ограничились блокировкой карт семи банков, которые попали под санкции Евросоюза.

Патриотизм проверяется кешбэком

Mastercard и Visa продолжили работать в стране, но намёк был понят, и уже 27 марта 2014 года президент Владимир Путин объявил о создании национальной платёжной системы. Со скрипом и многомиллиардными вложениями Центральный банк учредил Национальную систему платёжных карт (НСПК). Идея была в том, чтобы создать механизм с нуля без иностранных патентов и чтобы он был ещё и прибыльным. Из-за таких исходных данных пришлось отказаться даже от проекта Универсальной электронной карты (к тому времени в него вложили несколько десятков миллиардов бюджетных рублей), которая работала на базе платёжной системы Сбера, использующего ряд иностранных патентов.

Работа была проделана действительно очень большая: несмотря на то что отечественные чипы приходили с браком, софт сбоил, а специалистов не хватало, была создана работающая платёжная система и национальная карта «Мир». Одновременно с этим всех «иностранцев» законодательно принудили проводить операции внутри страны строго через отечественную систему и платить ей комиссию за обработку. Именно благодаря этим мерам карты Visa и Mastercard сейчас без проблем работают на всей территории России, а НСПК получила свои первые доходы. Правда, сразу же после запуска проекта выяснилось, что отечественные карты никому не нужны – зачем, если Visa и Mastercard принимаются по всему миру и к тому же гарантируют владельцам солидный кешбэк и скидки? Банкам тоже было невыгодно выпускать «Мир» – иностранные дельцы предлагали им гораздо более выигрышные варианты сотрудничества, чем российский регулятор.

Национальная платёжная система была создана в 2014 году.Национальная платёжная система была создана в 2014 году.Фото: Сафрон Голиков/«Коммерсантъ»

Сначала проблему попытались решить административным способом – приняли закон о переводе всех бюджетников на отечественный продукт. За счёт этого удалось выполнить план по выпуску пластиковых карт, однако выяснилось, что пользоваться «Миром» россияне всё равно не хотят и, получая зарплату на навязанную законом карту, переводят деньги на другие платёжные средства, с помощью которых расплачиваются в магазинах.

Спустя почти пять лет с момента запуска системы в Центробанке догадались сделать из карты «Мир» не просто патриотический, но и вполне качественный коммерческий продукт. Сейчас владельцы отечественного «пластика» могут получить до 20 процентов от стоимости путешествия по России, ощутимые льготы при оплате проезда в общественном транспорте и другие бонусы. К 2022 году карта «Мир» наконец-то смогла соперничать с зарубежными системами – сейчас на её долю приходится около 25,2 процента от всех карточных операций в России.

Свято место не пусто

После того как национальная карта начала отвоёвывать свою часть рынка, иностранные компании превратились в конкурентов Центробанка. А потому для многих чиновников объявление о приостановке работы Visa и Mastercard в России стало настоящим подарком.

За семь лет механизм отладили, провели несколько стресс-тестов, так что ни один владелец иностранного «пластика» не заметил гордого ухода из России международных платёжных систем – все карты благополучно работают на территории страны. А НСПК сейчас рассчитывает на рекордную прибыль – она заработает все те деньги, которые ранее получали иностранные конкуренты. Казалось бы, теперь можно снизить размер комиссий, которые торговые точки выплачивают банкам и платёжной системе (так называемый интерчейндж; может превышать 2 процента от суммы операции), но новый монополист об этом не подумал.

Зато теперь думает о настоящей международной экспансии: в местах массового скопления российских туристов рано или поздно начнут принимать «Мир».

За границей без визы

Несмотря на позитивные изменения, по-прежнему испытывают проблемы граждане, которые собирались поехать за границу – на отдых или в командировку. В столь полюбившихся россиянам Турции и ОАЭ уже начали принимать карту «Мир», но в других популярных странах с этим пока сложно. Все опрошенные «Октагоном» банки рекомендуют оформлять карты китайской платёжной системы UnionPay, однако в частных беседах предупреждают: лучше брать с собой наличные в валюте.

Хотя в рекламе UnionPay отмечено, что картами этой системы можно расплатиться в 180 странах мира, сделать это за пределами Китая и других азиатских государств бывает проблематично. Особенно плохо обстоят дела в Прибалтике и Восточной Европе.

Кроме того, сейчас карты UnionPay выпускают (обычно в кобренде с картой «Мир») только относительно небольшие кредитные организации. Лидеры рынка пока прорабатывают запуск карт этой системы. Поэтому тарифы на выпуск китайского «пластика» могут доходить до 15 тыс. рублей.

К тому же отдельные кредитные организации будут взимать комиссию за обслуживание китайских карт – до 5 тыс. рублей в месяц.

При этом условия использования такой карты крайне невыгодные. Поскольку это китайская платёжная система, расплачиваясь выпущенной в России картой UnionPay за границей, можно попасть на двойную, а то и тройную конвертацию валюты, что с учётом текущих курсов очень накладно.

Счёт в системе UnionPay нельзя пополнить по номеру карты, к чему привыкли россияне. В нашей стране для этого можно использовать Систему быстрых платежей и переводить деньги по номеру телефона, но всё равно это серьёзное ограничение. Помимо этого, карту невозможно привязать к Apple Pay и Google Pay. Оплата телефоном возможна только при использовании системы Huawei Pay на устройствах Huawei и Honor.

Получается дорого и неудобно. Но, как рассказали «Октагону» банковские эксперты, есть альтернативный вариант – самостоятельно заказать карту Visa или Mastercard в банках дружественных России стран, таких как Армения или Казахстан. Там нет языковых ограничений, многие государства уже запустили ускоренное оформление карт через курьерские службы. Это самый простой и дешёвый способ, процесс изготовления займёт от недели до месяца.