Затраты бюджетных учреждений на информационную борьбу с алкоголизмом в 2021 году стали рекордными за последние несколько лет, выяснил «Октагон». Согласно данным на официальном сайте госзакупок, в прошлом году на различные меры пропаганды трезвого образа жизни они выделили 14 млн рублей. Больше всех на эти цели потратились в Башкирии, Краснодарском крае, на Ставрополье и в Москве. Увеличение расходов на агитацию против пьянства идёт вразрез с политикой Минздрава, который в своих программах почти не отводит места профилактике пагубной привычки.
Активизация информационной борьбы с алкоголизмом зависит от властей региона
Наибольшие суммы из региональных и муниципальных бюджетов уходят на мероприятия, связанные с закупкой эфирного времени на телевидении и радио. Однако средства на эти цели регулярно выделяют только в нескольких регионах. В частности, в Красноярском крае на протяжении нескольких лет финансируют создание профилактических видеороликов, направленных на противодействие распространению наркомании и пьянства. Аналогичным образом поступают в Ставропольском крае. При этом социальная реклама на местном ТВ и радио направлена прежде всего на предупреждение правонарушений, связанных с незаконным потреблением и оборотом наркотиков. В регионе её трансляция идёт параллельно с борьбой с алкоголизмом, пропагандой семейных ценностей и здорового образа жизни. Московские власти выделяют средства на мониторинг общественного мнения о ЗОЖ и путях борьбы с наркоманией, пьянством и девиантным поведением.
Больше всего средств на пропаганду трезвости по итогам прошлого года потратила администрация села Исимово Кугарчинского района Башкирии, где расходы на строительство спортивно-игрового комплекса составили 5 млн рублей. Ранее местные жители одержали победу в республиканском конкурсе «Трезвое село – 2020» и получили сертификат на ту же сумму на благоустройство своего населённого пункта.
©octagon.media, 2022
Традиционно пристрастие к бутылке в России в большей степени характерно для деревни, чем для города, и встречается чаще в малообеспеченных семьях.
– У многих наших граждан всплеск пьянства, обжорства и деградации случается на новогодние праздники, – отмечает клинический психолог, ведущий программы «На приёме у психолога» Михаил Хорс. – Большинство приходит лечиться от пагубной привычки, когда за них берутся родственники. А в среднем и высшем классах нашего общества идёт тенденция к отказу от алкоголя. Там люди следят за своим здоровьем и 1 января в 7 утра у них может быть пробежка. Если выпивают, то умеренно. Такие люди сами приходят в клинику и говорят: «Я ещё не спился, но слышу тревожные звоночки. Давайте поработаем».
В большинстве регионов страны информационные антиалкогольные кампании на уровне госучреждений ведутся формально, и оценить их качество трудно.
Часто муниципалитеты заказывают изготовление буклетов («Памятка для граждан по предупреждению несчастных случаев в новогодние праздники. Безопасный Новый год. Алкогольные напитки», «Мифы о слабоалкогольных напитках»), информационных листов («Употребление алкоголя во время пандемии COVID-19», «Признаки развивающегося алкоголизма», «Куда идти лечиться от алкогольной зависимости»), листовок («Жить хорошо! А трезво жить – ещё лучше») и им подобных агитматериалов. Кое-где такая практика становится традицией. Например, мэрия Хабаровска ежегодно в феврале проводит в Кировском районе города месячник профилактики алкоголизма. Некоторые учреждения закупают книги с народными рецептами против пьянства, устраивают тематические семинары о вреде этой привычки.
По мнению врача-нарколога, руководителя наркологической «Клиники доктора Исаева», президента Независимой наркологической гильдии Руслана Исаева, информационные кампании по борьбе с алкоголизмом в России «ограниченно эффективны», но будет преувеличением сказать, что они не нужны.
– Пропаганда и профилактика должны идти в комплексе. То есть, когда мы говорим о негативных последствиях употребления спиртного, нужно рассказывать и о трезвом образе жизни как антиподе асоциального поведения, вести позитивную контрпропаганду. А далее проверяющие ведомства, например Счётная палата, должны следить, насколько всё профессионально сделано и не «пилят» ли средства по дороге. Впрочем, это зависит от конкретной госорганизации и субъекта, – поделился своим мнением эксперт.
«Нужно следить за качеством контента, его уместностью, целевой аудиторией. Можно найти массу примеров бессмысленной рекламы. Проблема, как всегда, в качестве реализации».
Руслан Исаев
президент Независимой наркологической гильдии
Отметим, что изредка власти ряда городов направляют средства на подготовку специалистов к работе с пьющими людьми. В частности, Центр занятости населения Краснодара выделил деньги на повышение квалификации соцработников по программе «Особенности подходов к социальной работе с людьми с зависимостями (алкоголизмом и наркоманией)». Аналогичный проект есть и в Омске.
Как Минздрав борется с пьянством
В 2019 году Федеральное агентство по делам молодёжи выделило 3 млн рублей на проведение молодёжного антинаркотического форума «Трезвая Россия». С тех пор подобных крупных программ для школьников и студентов в стране не было. Хотя, по словам Михаила Хорса, именно эта целевая группа должна в первую очередь привлекать пропагандистов, так как её представители ещё не начали выпивать.
– Алкоголь – это легализованное наркотическое вещество, оно вызывает зависимость, от которой трудно избавиться. При этом не учитывается, что люди, которых общество считает алкоголиками, – это уже третья-четвёртая стадия заболевания. В большинстве случаев, к сожалению, даже госведомства вторую стадию отрицают. Они говорят: «Пейте по чуть-чуть, и всё будет хорошо. Главное, не спиваться». Это всё равно что сказать: «Употребляйте чуть-чуть героина», – иронизирует эксперт.
В основном одобрение умеренного употребления водки, пива и других алкогольных напитков связано с тем, что пропагандой от лица государства занимаются пьющие люди, убеждён Хорс.
– Выпивая условно социально приемлемое количество спиртного, они не считают себя алкоголиками, забывая, что дошедшие до деградации личности когда-то пили умеренно. И пока науке неизвестно, почему кто-то уходит в деградацию, а кто-то всю жизнь пьёт умеренно. Есть личностная, социальная, генетическая теории, но точного ответа нет, – подчеркнул специалист.
«Единственный гарантированный способ не спиться – не пить вообще. Все, кто пьёт по чуть-чуть, по праздникам, – в группе риска».
Михаил Хорс
клинический психолог
В Минздраве не смогли ответить на вопрос «Октагона» о расходах на борьбу с алкоголизмом. Тем не менее ведомством разработана госпрограмма «Развитие здравоохранения», общий объём финансирования которой превышает 5,1 трлн рублей. В её рамках существует лишь один федеральный проект, непосредственно связанный с борьбой с алкоголизмом, – «Укрепление общественного здоровья». Но, судя по финансовой части документа, в большинстве регионов страны профилактика и противодействие злоупотреблению спиртным не ведутся, а в некоторых субъектах на них выделяют незначительные суммы. В приложении к госпрограмме указано, что субсидии могут получить местные социально ориентированные некоммерческие организации и волонтёрские движения с соответствующим профилем. Однако таковых в регионе попросту может не быть. Более того, деньги Минздрав выделяет лишь в том случае, если уровень заболеваемости алкоголизмом в регионе выше среднероссийского. В частности, согласно материалам госпрограммы, обращать внимание на город или регион следует тогда, когда доля местных жителей, ведущих здоровый образ жизни, составляет менее 6,5 процента. Для оценки эффективности использования субсидии анализируют падение розничных продаж сигарет и этилового спирта в расчёте на душу населения. В целом же основные показатели, которые приводит ведомство, связаны с анализом тяжёлых случаев – алкогольных психозов. Их число в последние годы сокращается.
©octagon.media, 2022
По материалам госзакупок видно, что администрации небольших городов стремятся получить финансирование информационных проектов, направленных на борьбу с пьянством, в том числе со стороны МВД, где есть шанс попасть в муниципальную программу «Профилактика правонарушений». А уже в её рамках может существовать подпрограмма «Профилактика наркомании и алкоголизма». В целях её реализации можно получить средства на агитматериалы, спортивные или образовательные мероприятия. Тем более что в том же Ставрополье доля преступлений, совершённых под действием спиртных напитков, в 2019 году составляла 17,9 процента. Но бывает и так, что, попадая в руки силовиков, такие проекты продолжают существовать только на бумаге. Например, в рамках реализации муниципальной программы Камчатского края «Профилактика правонарушений, терроризма, экстремизма, наркомании и алкоголизма на территории Елизовского муниципального района на 2017–2024 годы» за последние годы деньги тратились только на предупреждение терроризма.
Росстат и Минздрав не публикуют сведения о количестве заболевших алкоголизмом в регионах. Однако в прошлом году главное статистическое ведомство России сообщало, что в стране от алкогольной зависимости страдает 1,3 миллиона человек, а смертность из-за отравления алкоголем выросла за 10 лет на 14 процентов. Заместитель министра здравоохранения Олег Салагай заявлял, что почти каждая десятая смерть в РФ связана с потреблением спиртного. Пагубная привычка влияет на развитие различных заболеваний, в том числе психических.