Зарплаты в конвертах тоже проходят процесс цифровизации. На российских онлайн-сервисах по поиску работы появились объявления о вакансиях, где персоналу предлагают зарплату в криптовалюте, заметил «Октагон». Также требуются специалисты по обналичиванию виртуальных денег, есть даже позиция криптобухгалтера. В условиях антироссийских санкций этот инструмент кажется удобным, но налоговая служба уже следит за такими компаниями, говорят эксперты.
На волне развиртуализации денег
Как правило, зарплату в криптовалюте обещают IT-компании, производящие продукты для корпораций и клиентов в других странах. Например, московской фирме, которая создаёт комплексные решения и сервисы для проектов в сфере финансовых технологий для клиентов из Европы и Ближнего Востока, нужен продуктовый дизайнер, работающий удалённо и готовый получать зарплату в виртуальной валюте.
Частный рекрутер ищет специалиста по онлайн-продажам для IT-проекта, кандидатам обещают зарплату в долларах либо в криптовалюте. Таким же способом намерен рассчитываться с руководителем отдела маркетинга онлайн-сервис по фитнесу и нутрициологии; проект работает от лица омского индивидуального предпринимателя. Другой компании требуется для удалённой работы криптобухгалтер, знакомый со сферой блокчейна и криптовалютами. Специалисту предстоит запустить бухгалтерский учёт криптовалют, обрабатывать и анализировать криптотранзакции фирмы, рассчитывать стоимость криптовалютных активов.
Российские компании предлагают вакансии с оплатой труда в криптовалюте.
Агентство по продаже курортной недвижимости в Сочи, Крыму, на Бали и в Дубае опубликовало объявление о вакансии финансового директора, в задачи которого входит поиск способов перевода криптовалюты в наличные деньги и обратно.
Налоговая объяснит криптоработодателям, кто прав, в течение трёх лет
Основатель инвестиционной платформы Finmuster, эксперт по привлечению инвестиций Сергей Урескул считает, что количество объявлений от представителей бизнеса с предложением зарплаты в криптовалюте будет увеличиваться.
– Расчёт в криптовалюте крайне удобен наёмным работникам на удалёнке. Они часто находятся в другой стране. А с учётом санкционных ограничений в отношении России довольно сложно переводить им зарплату. Плюс криптовалюта даёт возможность обходить трансграничное ограничение, то есть осуществлять трансграничные платежи. Все расчёты в криптовалюте сейчас находятся в «серой» или «чёрной» зоне. Естественно, люди будут получать такие зарплаты без уплаты налогов, но при этом они могут рассчитывать на повышенную премию относительно обычного рынка труда – так сказать, премию за риск, – рассказывает «Октагону» эксперт.
Оплата труда в криптовалюте больше всего подходит работникам на удалёнке.Фото: Kay Nietfeld/DPA/TASS
При этом собеседник полагает, что такой способ расчёта неудобен и даже опасен для бизнеса, поскольку любые расчёты в криптовалюте в России запрещены.
– Центральный банк вынужден идти по пути легализации цифровых финансовых активов, чтобы законодательство соответствовало реальности. ЦБ начал с учёта ЦФА как цифровых прав, записанных в виде программного кода в распределённом реестре. Весной регулятор начал отдельно учитывать цифровые финансы в структуре активов банковского сектора, но речь не о криптовалютах или цифровых валютах центральных банков, а о токенизированных (оцифрованных по технологии блокчейн) ценных бумагах. Согласно российскому законодательству, ЦФА также не могут выступать средством платежа, – объясняет Сергей Урескул.
– Зарплата в крипте удобна всем – и работникам, и работодателям. Не секрет, что очень много специалистов сейчас работает за пределами РФ, и зарплата в крипте, которую они могут конвертировать в евро и доллары на многочисленных криптобиржах, для них актуальна как никогда. Давая подобные объявления, компании рассчитывают привлечь именно таких специалистов, – говорит налоговый консультант, член Федеральной палаты налоговых консультантов РФ Светлана Оганджанянц.
«Для работодателя это удобно тем, что он не платит социальные взносы, не удерживает НДФЛ, работник не оформляется по ТК РФ и, соответственно, не будет качать права перед работодателем в случае конфликта».
Светлана Оганджанянц
налоговый консультант, член Федеральной палаты налоговых консультантов РФ
По мнению собеседницы, проверяющие органы слегка отстают от новых трендов, но, безусловно, наверстают упущенное в течение трёх лет. Три года – это глубина-ретроспектива налоговой проверки: в рамках выездной налоговой проверки инспекторы могут контролировать уплату налогов не более чем за три года, предшествующих году, в котором она назначена.
– О нарушениях законодательства ревизоры узнают в процессе выездной проверки, когда проходят допросы сотрудников, часто с участием представителей МВД и прокуратуры, – продолжает Светлана Оганджанянц. – Производятся выемки документов и электронных носителей. По моему опыту, такие выплаты – секрет Полишинеля, который быстро найдёт отражение в актах и решениях по результатам выездных проверок. Что грозит таким работодателям в российской юрисдикции – доначисления НДФЛ и страховых взносов с соответствующими пенями и штрафами.