Создатели телекоммуникационной компании Yota Альберт Авдолян и Сергей Адоньев расширяют сотрудничество, на этот раз – в сфере топливной энергетики. В середине января стало известно, что Адоньев получил 50 процентов в АО «АП Холдинг» и вместе с ними долю в Якутской топливно-энергетической компании (ЯТЭК) и компании «Глобалтэк», реализующих Якутский газовый проект. Ранее Адоньев стал акционером «Сибантрацита», приобретённого Авдоляном у наследников Дмитрия Босова.
Альберт Авдолян получил контроль над крупнейшей газовой компанией Якутии – ЯТЭК – в 2019 году, когда его структура «А-Проперти» выкупила долги перед банками тогдашнего основного владельца ЯТЭК Зиявудина Магомедова. ЯТЭК владеет лицензиями на Майский, Северный, Тымтайдахский и Южный лицензионные участки, Толонское, Средневилюйское, Мастахское, Хайлахское месторождения в Якутии, а также на Майский лицензионный участок и Буратинское газовое месторождение в Калмыкии. Как следует из сообщения компании, общий объём разведанных и извлекаемых запасов газа на месторождениях ЯТЭК в 2022 году превысил 643 млрд кубометров.
Вскоре после смены собственника власти Якутии и новое руководство ЯТЭК заявили о своих международных амбициях – Якутском газовом проекте, который планируется реализовывать на базе месторождений ЯТЭК силами компании «Глобалтэк» (была учреждена «А-Проперти» и ЯТЭК в 2019 году).
Речь идёт, в частности, о планах по строительству СПГ-завода проектной мощностью до 18 млн тонн в год на берегу и в акватории Охотского моря и последующем экспорте сжиженного газа на мировой рынок.
Год назад пресс-служба «А-Проперти» сообщила о подписании с китайской Zhejiang Energy International Limited «индикативных условий» сделки по продаже 10 процентов в компаниях Якутского газового проекта. Закрыть сделку планировалось в октябре 2022 года, однако она так и не состоялась. Также год назад «Глобалтэк» объявил японскую JGC и норвежскую Aker Solutions победителями тендера на проведение и подготовку проектной документации СПГ-завода. О судьбе этих договорённостей также ничего не известно: в компаниях ЯТЭК и «Глобалтэк» не ответили на запрос «Октагона» о каком-либо участии в проекте иностранных компаний.
Тем не менее новый акционер в проекте всё же появился, им стал проверенный партнёр Авдоляна Сергей Адоньев. Бизнесмен родился во Львове в 1961 году, окончил физико-математический факультет Ленинградского политехнического института. В середине 1990-х начал заниматься ввозом фруктов в Россию, достигнув на этом поприще внушительных успехов. Его компания JFC считалась крупнейшей в сфере импорта фруктов в РФ, а сам Адоньев был прозван «банановым королём».
Тогда же Адоньев оказался в центре скандала, попав в 1995 году в розыск Интерпола. Предпринимателя обвинили в том, что он намеревался поставить в Казахстан кубинский сахар через свою компанию, зарегистрированную в Соединённых Штатах. При этом он подозревался в даче взяток казахстанским чиновникам, банковском мошенничестве, нарушении запрета на торговые операции с Кубой и отмывании денег. В 1999 году Адоньев был депортирован из США. Два с лишним десятилетия спустя, в 2021 году, американский окружной суд удовлетворил петицию Сергея Адоньева и снял с него судимость.
Все эти события не помешали предпринимателю в середине 2000-х начать новый бизнес – в телекоме.
В 2006 году он основал фонд Telconet Capital, который стал основным акционером телекоммуникационного оператора «Скартел» (торговая марка Yota). Соучредителем «Скартела» был Альберт Авдолян. В 2012 году «Скартел» и «МегаФон» (Алишер Усманов вложил более 50 процентов акций мобильного оператора) образовали холдинг Garsdale Services Investment, а годом позже Авдолян и Адоньев продали свои доли в нём самому холдингу.
Сотрудничество Адоньева и Авдоляна возобновилось с новой силой в прошлом году. В октябре Сергей Адоньев получил 31,67 процента в компании «А-Проперти Развитие», контролирующей «Сибантрацит» (мировой лидер по добыче и экспорту высококачественного антрацита Ultra High Grade). Сам Авдолян консолидировал 100 процентов «Сибантрацита» несколькими месяцами ранее. А после получения в этом месяце ещё 50 процентов в «АП Холдинг» Адоньев обрёл долю в Эльгинском угольном проекте, ЯТЭК и «Глобалтэке».
Эксперты полагают, что приход Адоньева в новый бизнес стал возможным после снятия с него судимости в США и с целью минимизации собственных рисков Авдоляна – как связанных с возможными санкциями, так и финансовых.
– Все пертурбации, связанные с корпоративными структурами, в том числе смена акционеров, продиктованы попыткой в меньшей степени быть подверженным санкционному воздействию и желанием продолжить проект, – говорит независимый эксперт нефтегазового рынка Дмитрий Лютягин.
Промышленный эксперт Леонид Хазанов добавляет, что Альберт Авдолян приобретал энергетические активы как на свои, так и, вероятно, на заёмные средства.
«Соответственно, ему не помешало бы разделить риски. А с кем это выгоднее сделать, как не с Сергеем Адоньевым, являющимся его давним партнёром?»
Леонид Хазанов
промышленный эксперт
Вместе с тем аналитики не исключают того, что старые-новые партнёры попытаются реализовать уже продемонстрировавшую свою эффективность схему, а именно подготовить проект к продаже и найти на него крупного покупателя. В вероятность самостоятельной реализации Якутского газового проекта и выхода на мировой рынок в текущих условиях и с имеющимися исходными данными эксперты не верят.
Препятствий для этого несколько. Одно из ключевых – отсутствие необходимых инвестиций. В сентябре 2021 года генеральный директор ЯТЭК Андрей Коробов заявлял, что стоимость проекта составляет почти 40 млрд евро. В своё время похожий СПГ-проект – «Ямал СПГ» «Новатэка» – смог получить финансирование благодаря иностранным акционерам. Возможность их привлечения в Якутский газовый проект выглядит эфемерной.
– В отличие от «Новатэка» у ЯТЭК нет лоббистского потенциала, который позволил бы получить право самостоятельного экспорта СПГ. Им выгодно поддерживать миф, что экспорт СПГ либерализован, но это не так. Изменения были точечными для проектов «Новатэка» и «Роснефти». Изменить законодательство они не смогут. Не смогут они и привлечь иностранных инвесторов. Без участия иностранцев и инвестиций проект не запустится, – убеждён ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
Ещё одна проблема нынешнего времени – санкции Евросоюза, запрещающие поставку оборудования для строительства СПГ-заводов в России.
Даже «Новатэк» сегодня сталкивается со сложностями в своём уже почти реализованном проекте «Арктик СПГ 2» в ЯНАО (первая линия должна быть запущена в этом году).
– Технологическое оборудование, которое необходимо для такого проекта, поставляется иностранными вендорами главным образом из недружественных стран. Кроме того, иностранцы будут стремиться и к тому, чтобы ограничить возможности поставок такого оборудования из дружественных стран, которые могли бы его заместить, но побоятся вторичных санкций, – считает Дмитрий Лютягин.
В прошлом году руководитель проектного офиса компании «ЯТЭК» Айрат Хусаинов заявил, что, несмотря ни на какие обстоятельства, Якутский газовый проект не остановлен. «Точно этот проект в разработке, – сообщил он. – Соответственно, со стороны ЯТЭК это обеспечение собственно базы. А со стороны “Глобалтэка” – уже транспортировка по трубопроводу. Планируются и газопровод, и продуктопровод. И дальше уже монетизация на берегу Охотского моря».
– Когда рапортуют о том, что всё идёт по плану, наверное, это некий пиар-джиар, потому что никак нельзя сказать: «У нас всё плохо, парни, мы погибаем», – замечает Дмитрий Лютягин.
Игорь Юшков полагает, что Якутский газовый проект с высокой долей вероятности повторит судьбу «Печора СПГ» в Ненецком автономном округе.
Владелец проекта группа Alltech Дмитрия Босова планировала строительство на базе Кумжинского и Коровинского месторождений СПГ-завода мощностью 3,6–5 млн тонн, но для этого нужно было получить право на экспорт сжиженного природного газа, чего сделать так и не удалось. В 2015 году Босов продал контрольную долю в проекте «Роснефти», которая впоследствии также от него отказалась. После смерти Босова в 2020 году у проекта сменились владельцы. Сегодня о строительстве завода и экспорте СПГ речи не идёт.
Таким образом, наиболее удачным вариантом для Авдоляна и Адоньева в рамках Якутского газового проекта представляется его продажа. Что же касается самого региона, для Якутии был бы выгоден любой способ реализации.
– Есть ощущение, что проект готовят к продаже кому-либо из крупных игроков – «Новатэку», «Газпрому» или «Роснефти». Региону же выгодно, чтобы хотя бы что-то у них было реализовано. Хоть в каком-то статусе проект лучше, чем ничего, – заключает Игорь Юшков.