Болезненные расходы

Болезненные расходы

Экономика 07 января 2021 Мария Полоус

Коронавирусная инфекция стала первой болезнью, которая была выделена в отдельную строку финансовых отчётов крупных промышленных компаний – они тратили миллионы на профилактику, поддержку медицинских и образовательных учреждений. Дело не в благотворительности: группы, пожертвовавшие деньги больницам, могут вернуть себе до 100 процентов от суммы за счёт урезания налоговых отчислений.

Промышленные предприятия, которые функционируют в моногородах и миллионниках, сообщили о тратах на средства индивидуальной защиты, оборудование для медиков, дезинфекцию помещений. Расходы отражены в документах за первое полугодие и третий квартал 2020 года.

Горно-металлургическая компания «Норникель» в течение первого полугодия 2020 года направила на профилактику коронавирусной инфекции и борьбу с её распространением 95 млн долларов США (не включая налог на добавленную стоимость), говорится в отчёте организации. «Из указанной суммы в расходах за шесть месяцев было признано 77 млн долларов США», – подсчитали там.

Промышленный холдинг ЕВРАЗ выделил более 400 млн рублей (5,8 млн долларов), «чтобы обеспечить безопасные условия труда для сотрудников, а также чтобы поддержать медицинские и дошкольные учебные учреждения», отмечено в отчёте группы за первое полугодие.

Магнитогорский металлургический комбинат запустил благотворительную программу на территории своего присутствия: для больниц было закуплено медицинское оборудование, пенсионеров и неимущих обеспечивали продуктовыми наборами. «В условиях пандемии COVID-19 общество организовало масштабную работу по поддержке не только своих сотрудников, но и особенно уязвимых слоёв населения Магнитогорска (Челябинская область. – τ.). Общие расходы на реализацию мероприятий составили 504 млн рублей», – сообщается в отчётности предприятия.

Деньги также ушли на закупку планшетов и ноутбуков, чтобы школьники могли учиться дистанционно, и на медицинские маски и перчатки.

Производитель золота «Полюс» ввёл строку «Расходы, связанные с COVID-19», за девять месяцев сумма превысила 5 млрд рублей. Деньги пошли на тесты для сотрудников и подрядчиков, на дезинфекцию, пожертвования больницам, а также на «организацию центров временного размещения и лечения на производственных площадках для заражённых сотрудников».

Компания «Полюс» организовывала центры размещения во время пандемии недалеко от месторождений.Компания «Полюс» организовывала центры размещения во время пандемии недалеко от месторождений.Фото: «Полюс»

«Полюс» привлёк к сотрудничеству военных и местных чиновников, чтобы организовать резервацию для рабочих Олимпиадинского месторождения в Сибири. «Компанией были организованы центры временного размещения и полевой госпиталь при поддержке Министерства обороны и администрации Красноярского края», – уточняется в материалах компании.

– Публичные компании выделяют экстраординарные, единоразовые доходы или расходы для того, чтобы инвесторы и аналитики могли оценить результаты операционной деятельности без учёта эффекта подобных статей, – отмечает руководитель отдела анализа акций группы компаний «Финам» Наталия Малых.

С одной стороны, публичные компании и до 2020 года выделяли в своих документах блоки, посвящённые программам поддержки. С другой – далеко не все раскрывали информацию о потраченных суммах. Эксперты юриспруденции и финансового сектора напоминают, что COVID-19 оказался в отчётностях не просто так. Компании либо снижали налоговую нагрузку в течение 2020 года за счёт прописанных расходов, либо планируют это сделать в 2021-м.

Партнёр юридического бюро Veritas Роман Лукичёв сообщил, что в 2020 году для бизнеса была предоставлена мера поддержки со стороны государства – снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Такую преференцию компании получили за расходы на дезинфекцию, СИЗ, закупку оборудования для диагностики. Также для предприятий снизили налоговую нагрузку, если те безвозмездно передавали различное имущество (в том числе деньги) медицинским организациям.

«Выделение [в отчётах] расходов на борьбу с COVID-19 связано с их использованием в целях законного снижения налоговой нагрузки».

Роман Лукичёв | партнёр юридического бюро Veritas Роман Лукичёв
партнёр юридического бюро Veritas

За счёт недоплаты налогов у компаний появилась возможность вернуть до 100 процентов от тех сумм, что были пожертвованы на борьбу с COVID-19

Сами промышленники прямо заявляют о возможности получения компенсаций. В отчёте промышленной группы «Новолипецкий металлургический комбинат» отмечено, что поправки об учёте «санитарных» затрат действуют с обратной силой, то есть с 1 января 2020 года: «Оплату тестирования работников на коронавирус и антитела можно учесть в прочих расходах по налогу на прибыль».

Не все расходы, зафиксированные в отчётах, относятся к «санитарным», но предприниматели их указывает в надежде на то, что траты можно будет компенсировать в следующих налоговых периодах, если Правительство РФ введёт новые меры поддержки бизнеса и список категорий для вычетов расширится, уверены аналитики. Хотя и не следует особенно рассчитывать на такой сценарий.

У предприятий появилась возможность снижать налоговые перечисления после фиксирования COVID-расходов.У предприятий появилась возможность снижать налоговые перечисления после фиксирования COVID-расходов.Фото: ЕВРАЗ

– Компании указывают точные данные для того, чтобы потом попробовать получить компенсации от государства и отчитаться о проделанной работе. С учётом того, что государство не очень охотно возмещает бизнесу любые потери, не думаю, что бизнес действительно рассчитывает на компенсации, но как минимум – на возможность налогового вычета, – сообщил партнёр компании «НЭО Центр» Алексей Волостнов.

Аналитики расходятся в своих прогнозах относительно того, останутся ли эпидемии и пандемии экзотическими случаями для бухгалтерских отделов. По мнению Алексея Волостнова, возможно, компании будут учитывать в риск-менеджмент-моделях вероятность введения новых ограничений работы – в том числе по медицинским причинам.

– Люди склонны быстро адаптироваться и быстро забывать любые уроки. Думаю, что спустя несколько лет после окончания пандемии фактор возможной эпидемии перестанет играть серьёзную роль при планировании, – уверен эксперт.